Источник

№ 12. Неделя о Фоме

Второе воскресенье по Пасхе

Деян. V, 12–20

12. Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15. так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18. и наложили руки свои на апостолов, и заключили их в народную темницу.

19. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

20. идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Пред Своею смертию в прощальной беседе Своей Господь наш Иисус Христос говорил апостолам: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросит у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне… И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, т. е. Духа Святого, да пребудет с вами во век (Ин. XIV, 12–13, 16).

И действительно, по вознесении Господнем и сошествии Святого Духа на апостолов они творили в небывалом обилии чудеса, и особенно много обращалось ко Христу людей, гораздо больше, чем сколько было уверовавших при Христе от Его чудес и учения.

И ныне прочтенное свидетельство св. Луки удостоверяет нас в этом. Св. Лука говорит:

(гл. V, ст. 12) руками же Апостолов в Иерусалиме совершались в народе многие знамения и чудеса. Св. апостол Петр после двух своих речей обратил ко Христу более восьми тысяч человек, кроме жен и детей. А так как св. апостолы и первые христиане были наделены и даром чудес, и прозорливости, то от присутствия апостолов был страх на всякой душе (Деян. II, 43). Истинные же христиане все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

Что значит единодушно пребывали? Это значит, что у апостолов с христианами были, так сказать, одно сердце и одна душа (Деян. IV, 32); все верующие были вместе, каждый день они пребывали в храме, возносили общую молитву, хваля Бога. И после молитвы и учения апостольского преломляли хлеб, т. е. приобщались св. Тайн; а затем имели общий стол, где все – и богатый, и бедный христианин без различия званий, братски принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. II, 42–47).

Какую умилительную картину представляла такая жизнь первых христиан! Они вместе со св. апостолами каждый день ходили в храм на молитву и там проявляли свою душу в любви к Богу и ближнему. А ныне весьма многие здоровые и имеющие время христиане даже не каждый воскресный день посещают св. храм, хотя и живут вблизи него.

Св. апостолы, богопросвещенные проповедники христианства, молились – значит, имели нужду в молитве. Тем более нам, слабым и грешным, не следовало бы обходиться без молитвы. В ней отрада для души, чрез нее снисходит нам помощь свыше, и при ней больше бывает у нас страха пред Богом и боязни согрешить. Непрестанно молитесь, говорит св. апостол (1Фес. V, 17).

Святые апостолы, возносившие молитву всюду, считали долгом участвовать и во внешнем богослужении и посещали храм Иерусалимский. Делали они это и для блага своей души, и для спасения посещающих храм – как христиан, так и евреев. Что бы там ни говорили, а внешнее богослужение, благолепное, благочинное и благозвучное, имеет неотразимое влияние на душу человека, которая и развивается-то по преимуществу от внешних впечатлений, от того, что видим, слышим или осязаем. При участии во внешнем общественном богослужении иногда сосед-богомолец своею молитвою возбудит к молитве и другого, равнодушного в храме. Или слово пастыря тронет душу молящегося, просветит ее и исправит. А не пойди в церковь, много доброго не увидишь и не услышишь. Иногда даже, и зачастую, время праздничного богослужения не посещающие храма проводят во сне или в пустых забавах, разговорах или, что крайне прискорбно, в винопитии, в карточной игре и т. п. Не должно быть так, братие. Помятуйте о благочестии первенствующих христиан и об их любви к богослужению и храму.

Первые христиане Иерусалимские времен апостольских проявляли любовь к Богу и ближнему, свое единодушие в том, что никто из них ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее; они продавали свои имения и всякую собственность и разделяли всем, по нуждам каждого (Деян. IV, 32; II, 45). Да, в то время, когда Церковь христианскую составляла только одна иерусалимская община, горячность первой любви выражалась в уничтожении внешнего различия между богатством и бедностью, проявлялась в общении имуществ. Но такое самопожертвование иерусалимских христиан не было узаконенным принуждением, а было предоставлено свободной воле каждого, внутреннему влечению любви и чувству благотворительности. Так, апостол Петр говорил лицемеру Анании, что он мог бы оставить при себе свое имение, да и после продажи мог бы распорядиться вырученною от продажи суммою, как хотел (Деян. V, 4); и Мария, мать евангелиста Марка, имела свой собственный дом в Иерусалиме, а не продала его ради общества (Деян. XII, 12). Да и раздача в Иерусалиме милостыни вдовам, о чем говорится в VI главе Деяний апостольских, указывает на то, что различие между бедняком и богачом не было совершенно уничтожено.

Долго ли существовало такое общение имуществ в Церкви, мы не знаем. В больших размерах и долгое время оно не могло существовать без совершенного переворота всяких общественных отношений. Оттого-то в других христианских общинах или Церквах мы уже и не встречаем никаких следов его, хотя, конечно, во всех Церквах господствовало такое же, как и в Иерусалимской Церкви, настроение, именно: дух братства, дух христианской любви и благотворительности, при котором богатый смотрит на бедняка, как на брата, и помогает ему от всей души. В христианстве всегда дается вес и значение уму над маломыслием, образованности над невежеством; и богатства, как плод труда и ума, благословляются; а неизбежная в мире бедность тоже покровительствуется, облегчается сочувствием богача, хотя и не уничтожается. При различии Богом дарованных природных сил и способностей неизбежно и различие во внешней жизни. Но при этом христианство напоминает богачам и сильным людям об их бедности пред Богом и полной зависимости от Него и побуждает их к милосердию и смирению. Дела милосердия, с самоотвержением соединенные заботы о нуждающихся и утешения страждущим с самого начала христианства были главным украшением христианской жизни (Иак. I, 27).

Ст. 13. При небывалом единодушии христиан между собою, по наказании первого лицемера Анании и жены его Сапфиры скоропостижною смертью, другие, подобные Анании, лицемеры и нечестные люди, устрашенные участью Анании и опасавшиеся прозорливости апостолов, уже и не смели пристать к ним. Зато простосердечный и честный народ, кормившийся от церковных средств, прославлял апостолов, разносил о них добрую молву далеко.

Ст. 14. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

Ст. 15. так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

Ст. 16. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Такое же чудесное действие имели на больных и бесноватых платки и пояса апостола Павла (Деян. XIX, 12).

Так и теперь по благодати Божией, присущей Православной Церкви, бывают многочисленные и чудесные исцеления всяких болезней от нетленных мощей св. угодников Божиих, от их покровов, одеяний и от их св. икон.

Чудеса совершаются в известном месте и над известными людьми не иначе, как по благодати Божией и по вере обращающихся к Богу за помощью. Оттого-то Христос и не раз говорил: восстав иди, вера твоя спасла тебя; по вере вашей да будет вам (Лк. VIII, 48). Имейте же, православные, чистую и твердую веру в Бога (Мк. XI, 23). Не обращайте внимания на неверующих – каждому своя душа дорога. И при апостолах было так: народ от всей души им веровал, и принесенные к ним больные исцелялись все. А между тем, в то же время

(ст. 17)…даже архиерей и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, не веровавшие в общее воскресение, исполнились зависти к апостолам, которые в каждой проповеди своей говорили о противном саддукейству воскресении. И что же эти начальники еврейского народа сделали с апостолами?

Ст. 18. Наложили руки свои на апостолов и заключили их в народную темницу. Но истины, уже возвещенные, и чудеса, совершенные апостолами, не могли быть стеснены в стенах темницы. Они уже приносили свой плод на просторе в кругу, не подчиненном внешней власти еврейской, так что для судей бесполезно было всякое противодействие с их стороны Христову учению, и самое заключение апостолов не помогло архиерею и саддукеям. Потому, что

(ст. 19) Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя апостолов, сказал:

(ст. 20) идите и, став в храме, где прежде учили, говорите народу все сии слова жизни, т. е. учения Христова.

Апостолы и исполнили то, что повелел им Бог чрез Ангела.

Так, вообще, в деле истинных убеждений, полезных общественному благосостоянию и совести каждого, насильственные крутые меры против проповедников правды не достигают цели и не помогают злобе. Истина, на время заглушенная, придавленная, рано или поздно восторжествует. Против убеждения равносильно может быть только убеждение же – обличение, рассуждения, основанные на уважении к иномыслящему и на любви к пользе ближнего и даже всего человечества. Ложь непрочна.

Но архиерей еврейский и саддукеи не так понимали дело. Они, узнавши, что апостолы чудесно вышли из запертой темницы и уже проповедуют опять в храме в слух всего народа, разрывались от гнева и умышляли умертвить их (Деян. V, 33).

Но, к счастью, в числе членов разозлившегося синедриона был один добрый, честный и умный человек и притом, из верующих в Промысл Божий фарисеев, а не саддукеев. Имя ему Гамалиил; он был в большом уважении всего народа. Он-то и уговорил остальных членов не делать зла апостолам, не замышлять избиения их. Отстаньте, говорил Гамалиил, от людей сих и оставьте их; ибо если сие предприятие, т. е. проповедь апостолов, и дело сие, т. е. вся их деятельность, – от человеков, то оно разрушится, а если от I Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. V, 38–39). Они послушались его и, сделавши внушение апостолам, отпустили их.

Если бы в мире было побольше людей с только что изложенными убеждениями Гамалиила, тогда история христианства меньше занесла бы на свои страницы сказаний о мучениях, кострах, пытках, мечах и виселицах за имя Христово. Но гамалиилы в истории редки. И христианская вера, прежде чем сделаться господствующею в мире, имела в течение трех первых веков множество мучеников и исповедников; улицы и площади Рима, Александрии, Вифинии, Лиона и Антиохии пропитаны были кровью христиан. Впрочем, по премудрому устроению Промысла кровь мучеников была семенем новых христиан.

В жизни, усердии и страданиях св. апостолов и первых христиан и нам пример. И мы должны тоже безбоязненно исповедовать свою веру и терпеливо переносить скорби житейские, веруя, что Бог видит и нашу жизнь, и наши страдания и пошлет в свое время утешение и нам, как не оставил без Своей помощи апостолов в темнице.


Источник: Объяснение апостольских чтений на литургии во все воскресные дни года / Протоиер. о. Василий Михайловский. - М. : Изд-во Сретен. монастыря, 1998. - 477 с.

Комментарии для сайта Cackle