Глава 1
А) Божественное достоинство Христа как в прославлении Его со стороны Отца, так и в деле очищения и освобождения (от греха) всех сущих на земле, от которой Он вознесся в славу небесную.
Евр.1:1. Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне,
Так как Иудеи высокомудрствовали о себе по той причине, что к отцам их от Бога посылались пророки, то Апостол в самом же начале (Послания) смиряет это их высокомудрствование, говоря, что тем (отцам) Бог говорил через пророков, а нам (христианам) через Сына Своего. Таким образом, сколь велико отличие пророков от Сына, настолько же отличается и ветхий закон от нового, т.е. закон Моисея от Евангелия. А слово «многочастне» он пояснил следующим: «многообразне», – что значит: разными способами. Ибо одним из пророков Он являлся в одном виде, другим – в другом: ибо, говорит Бог, «Я умножал видения» (Ос.12:10.). Итак, Апостол говорит, что Бог, глаголавший отцам нашим «во пророцех», в последние эти дни возглаголал нам, Апостолам, в Сыне Своем. «Многообразне» же употреблено вместо: в разных видах, в разных видениях. А днями последними называет последние дни времени, определенного на служение законное (ветхозаветное): ибо говорит Писание, «егда прииде кончина лета»...
Евр.1:2. Егоже положи наследника всем.
Сделал наследником Своей собственности: ибо, говорит, – «вся, елика имать Отец, Моя суть» (Ин.16:15), т.е. Он сделал Его наследником всего мира: «И дам Тебе, – говорит, – народы в наследие и пределы земли во владение Тебе» (Пс.2:8); не предел владыки Иакова, не наследие Израиля, но «вся языки дадеся Ми, – говорит Господь, – власть на небеси и на земли» (Мф.28:18).
Имже и веки сотвори.
И самые века сотворил. А если века, то и все, что в них. Если же и это, то тем более время и все, что в нем. Ибо, – говорит Писание, – «вся тем Быша» (Ин.1:3), т.е. то, что существует, что создано, будет ли то вечное, или временное. Видишь постепенность утверждения Его Божественности? Сначала Он назвал Его Сыном, – это есть общение в имени Его с Отцом, далее называет Его наследником, это уже больше, затем Творцом веков, что еще выше. A далее присоединяет ко всему этому еще высшее и – высшее всего.
Евр.1:3. Иже Сый сияние славы,
Сияние преславного естества Божия, как свет от света. Усвоил же Себе имя сияния, чтобы показать, что Он из Него (Отца) есть, и что произошел от Него бесстрастно и без умаления в достоинстве.
и образ ипостаси Его.
Словом «образ» Апостол сказал, что как Отец самобытен по существу Своему, так и Сын. Посему Сын дает Собою разумение и об Отце: «видевый Мя, – говорит Он, – виде и Отца» Моего (Ин.14:9). И иначе: словом «сияние» обозначил неслиянность и нераздельность Их единения, а словом «образ» Их равносильность и совершенное тождество, кроме Ипостасных особенностей.
Нося же всяческая глаголом силы Своея.
Всем распоряжаясь, всем управляя, всем руководя одним словом силы Своей. A действующий так, по силе всемогущества Своего, мог ли нуждаться в ком-нибудь для управления всем.
Собою очищение сотворив грехов наших, седе oдесную престола величествия на высоких.
Сотворил очищение Собою, сделавшись жертвою заклания как агнец, ради отпущения грехов наших, по человеческой плоти. Величествием здесь он называет Божество, которое выше назвал славою. Престолом обозначил достоинство и власть божества Его. Седением указал на успокоение от труда и наслаждение плодами его. «Одесную» означает близость Сына к Отцу и Его равночестность. А словом «на высоких» он не местом ограничил Бога, а показал только, что Он, как Бог, превыше всего.
Евр.1:4. Толико лучший быв ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя.
И это относится к Его человечеству. Слово: «быв» употреблено вместо: явившись; ибо, как Бог, Он есть лучший без всякого сравнения, и имя ближайшей сыновности Он имел всегда, а не унаследовал после, по времени.
Б) О том, что слава принадлежит Христу, не как посылаемому на служение, а как Богу и Творцу. А посему эта слава не ограничивается настоящим веком, в котором пользуются ею исполняющие служебное назначение, а относится к будущей вселенной.
Евр.1:5. Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой ecи ты, Аз днесь родих тя. (Пс.2:7).
Сказал это Бог Отец Сыну Своему чрез Давида. Словами: «Сын Мой еси Ты» указал на предвечное рождение Его, коим телесно соединено бытие Его с бытием Отца. Слово: «днесь» означает рождение во дни, во времени. «Родих» означает происхождение Сына от Отца и вместе благоволение к Нему Отца. А имя «Сын» вообще означает, в связи с вышесказанным «родих», близость и единосущие. «Наследствова» же Христос это имя по человечеству, когда плоть приобщилась высшему – Божеству, и Божество соединилось с низшим – плотию.
И паки:
Т.е. рече.
Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына (2Цар.7:14).
В Сына истинного. Ибо будучи Сыном по божеству Своему, Он будет им и по человечеству, по смыслу наследия и приобщения высшему. И если бы под сыновством Его разумелось сыновство нe истинное, тогда Христос оказался бы не только не превосходящим Ангелов, но гораздо низшим их. Ибо и люди праведные именуются сынами Божиими – по благодати.
Евр.1:6. Егда же паки вводит Первородного во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии.
Сын, будучи Богом везде, был Богом и во вселенной. «В мире, – говорит, – бе, и мир тем бысть». (Ин.1:10), Но Он введен во вселенную, по принятии плоти, благоизволением и посланием от Отца. Сам Христос свое явление во плоти назвал исхождением: «Аз от Бога изыдох и приидох», говорит Он (Ин.8:42). И в другом месте: «Изыде сеяй» (Мф.13:4), и т.п. Павел же Его явление называет вхождением. «Исход» (т.е. выход) указывает на то, что мы были вне Бога. Подобно тому, как узники, оскорбившие царя, с просьбою о помиловании стоят вне царских чертогов, и тот, кто желает примирить их с царем, сам выходит к ним и беседует с ними, пока не сделает их достойными явиться пред взоры царя, и тогда уже, признав их достойными лицезрения царского, вводит их внутрь чертога и представляет царю: так сделал и Христос, Сам вышед к нам, т.е. принял на Себя плоть, чрез нее вступил с нами в общение и беседу, и очистил нас от грехов. А Павел, назвав Его явление вхождением, метафорически заимствовал это выражение от примера наследников, получающих себе известный удел и вводимых во владение им: «и дам, – говорит Писание, – в наследие тебе языки и в обладание все пределы земли» (Пс.2:8). Ибо Он (Христос), обладая ею, как Сын превечный, получил ее в обладание и как Сын, явившийся во времени (по принятии плоти). «Егда же, – говорит, – вводит Его во вселенную», т.е. когда Отец вручил ее Сыну, по слову Его: «Я поставлен царем над нею от Него» (Пс.2:6 – по переводу 70). А выражение: «да поклонятся Ему» и следующее за сим, что сказал чрез Давида (т.е. «да поклонятся Ему ecи Ангели Его») относится к плоти, выражая собою ту мысль, что Ангелы поклонились Ему и как человеку. Первородным назвал Его как превечно рожденного и сущего прежде всей твари, по Его безначальному происхождению.
Евр.1:7. И ко Ангелом убо глаголет: творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящь.
Слово «ко Ангелом» употреблено вместо: об Ангелах. И это сказал Отец Сыну; ибо все, говорит, чрез Него было (Ин.1:3). А и числе всего, конечно, были и Ангелы, т.е., все небесные силы. Давид сказал это, проповедуя о Нем как о Создателе твари невидимой. Их он назвал и духами и огнем, обозначая этим быстроту их движения и энергию в делах, или же характеризуя и самую природу их: духи, т.е. разумные, и огнь – невещественный.
Евр.1:8. К Сыну же:
Равным образом и здесь «к Сыну» употреблено вместо: о Сыне, и относится к глаголу: говорит, Отец, или Давид, как сказано выше.
престол Твой, Боже, в век века.
Вот величайшее преимущество Сына пред Ангелами, именно – что все они сотворены, а Сын по божеству своему не сотворен, напротив Сам – Творец их. Они – рабы Его, а Он – их Владыка и царь: ибо престол есть символ царской власти. А «в век века» означает Его вечное царствование.
Жезл правости жезл царствия Твоего.
Вот и другой символ царского сана и власти судии. И так, Твоя, говорит, творящая суд власть есть власть справедливости, право судящая. И иначе: под жезлом разумей силу воспитывающую, и ей, как право наказующей свойственна справедливость.
Евр.1:9. Возлюбил ecи правду и возненавидел ecи беззаконие.
Это относится к плоти: ибо, сказано, греха не сотвори (2Кор.5:21, 1Пет.2:22)
Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс.44:7–8).
Причастники, или общники. А общники Христа в Его имени помазанника суть все цари, именуемые так по причине помазания. Но тех, в знак их царской власти, помазывали пророки, и помазывали заранее приготовленным елеем. Тебя же Бог, в отличие от тех, помазал в царя не заранее приготовленным елеем, а елеем радости. Как слыша о мече Божием, о луке и стрелах (Пс.44:4–6) и еще о чем-нибудь в этом роде, мы должны понимать это не в грубом (буквальном) смысле, а в смысле Его силы: так и помазание Сына должны мыслить под видом елея. Между тем «помазание радости» есть наитие Святого Духа: ибо Дух Святый есть радостотворец. Вообще это помазание есть помазание полное, так что Дух Св. всем существом Своим соединился с существом Сына, а не частию Своего дарования, как в отношении к духоносным мужам. В этом и выразилось превосходство Сына.
Евр.1:10. И (паки): в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса:
После того, как Апостол сказал: «егда вводит во вселенную», и указал начало бытия Его во времени (по плоти), он снова возвращается к Его превечности и и показывает, что Он по божеству Своему не только безначален, но и бесконечен, и что Он не только не создан, напротив Сам есть Творец неба и земли и проч. И Ты, говорит, Господи, введенный во вселенную чрез свое вочеловечение, в начале землю основал (как и Давид сказал), т.е. Ты основал, Ты укрепил ее в начале. «И дела руку Твоею суть небеса», значит, что и это есть дело Твоей деятельной силы. «Небеса» же, как первый по началу творения предмет, а равно и твердь: ибо «в начале, – сказано, – сотвори Бог небо и землю» (Быт.1:1); и далее: и назвал Бог твердь небом (Быт.1:8).
Евр.1:11. Та погибнут,
Изменятся, как творение. «Погибнут», говорит, вследствие изменения своего вида, который они имеют теперь.
Ты же пребываеши:
А Ты остаешься неизменным, как Творец.
и вся якоже риза обетшают.
Вся, т.е. и небо, и земля, от постоянного действования и от времени подобно одежде, ветшающей от того же.
Евр.1:12. И яко одежду свиеши их, и изменятся.
Совьешь, свернешь их так же легко, как свертывают одежду. Этим он выражает величие силы и всемогущество Христа. А о тех предметах, о которых он выше сказал, что «погибнут», теперь говорит, что «изменятся», объясняя и указывая этим то, что и они обновившись изменятся в нетление. И в другом месте Апостол говорит: «преходит бо образ мира сего» (1Кор.7:31). И Исаия говорит: «и свиется небо, аки свиток» (Ис.34:4).
Ты же тойжде ecи.
А Ты остаешься всегда без перемены и изменения.
И лета Твоя не оскудеют.
Но божеству Своему, Ты как безначален, так равно и бесконечен. Под летами в отношении к Богу должно разуметь безначальную и бесконечную продолжаемость бытия Его.
Евр.1:13. Кому же от ангел рече когда: седи одесную Мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног Твоих.
Действительно (не сказал) никому из сотворенных: ибо одной только несотворенной Троице свойственно и общение вместе, и равночестие. И «седи одесную Мене», сказал Отец Сыну чрез Давида. Такою совместностию сидения Он почтил Его по плоти, по причине неразрывности ее единения с Божеством. Но так как Бог Отец, будучи бестлесным, не имеет ни правой, ни левой руки (ибо это есть принадлежность тела), то как словом: сидеть, он означает покой и наслаждение царством божественным, так и «одесную» – Его близость, родственность и равночестие. «Враги» же, это – прежде всего злые духи, a затем и все неверующие: Иудеи, Эллины и еретики. А слово «дондеже» не всегда отделяет строгою границею деятельность прошедшего времени от протяжении ее и в будущем, слово это иногда не отрицает продолжаемости ее и впредь, как, например, теперь. В таком смысле рассуждает об этом и Григорий Богослов в первом своем слове о Сыне. Да и как иначе сохранило бы свой смысл выражение: «Царствование Его есть царство, еже не сокрушится во веки» (Дан.2:44), а равно: и «Царствию Его не будет конца» (Лк.1:33)? Подножием же ног называет тех, которые будут покорены под ноги Его. Об этом подчинении пространно сказано в первом послании к Коринфянам, где говорится: «Подобает бо Ему царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама Своима» (1Кор.15:25).
Евр.1:14. Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение.
И зачем это говорю я, что Иисус Христос выше Ангелов? В самом деле, ведь они суть служители как Отца, так равно и Сына. Они служат там, куда посылаются, и служат спасению людей, как внушает (нам) это не ветхое только Писание, но и новое. Так, напр., они служили Аврааму и тем, кои с ним, Лоту и т. далее; равным образом – при Евангельском благовестии Богоматери, обрученнику ее, пастырям, волхвам и бесчисленному множеству других людей. В вышепоставленном вопросительном предложении (Апостола) ясно и опредленно заключается такой именно ответ. А служат Ангелы Сыну и по вочеловечении Его, будучи посылаемы Им к людям, достойным спасения.