Глава 6. Об обязанностях Христианина в состоянии церковном
Разделение членов Церкви
Члены Христовой Церкви, от самого начала ее, разделялись на два разряда – на клир и мирян, или на пастырей и пасомых.
Обязанности пастырей
Назначение пастырей чрезвычайно важно. Великий Пастыреначальник Иисус Христос, обещавший пребывать в Церкви своей до скончания века, избирает их видимыми орудиями невидимого своего промышления о ней. Чтобы, сколько возможно, соответствовать столь великому назначению, для сего пастыри должны всегда помнить, что им вверены для руководства к вечной жизни души, приобретенные дорогой ценой пречистой крови Господа и Бога (Деян.20:28), и потому не только должны быть внимательными ко всем словам и поступкам своим и наблюдать во всем крайнюю осторожность, но и стараться словом и делом, учением и жизнью споспешествовать Христианскому просвещению и духовному совершенству ближних своих, вверенных попечению их, – должны:
1) Как в храме Божием, так и во всяком месте, при каждом удобном случае наставлять их в истинах спасения, преподавать им чистое Евангельское учение, крайне остерегаясь того, чтобы не примешать к нему человеческих лжемудpoваний, а для сего должны сами прилежно поучаться в Слове Божием и стараться проникать в истинный дух его, руководствуясь писаниями Отцов Церкви, ведущими к правильному уразумению его, и постоянно обращаясь к Тому, кто утаивает истинную премудрость от премудрых и разумных века сего и открывает ее младенцам.
2) Предохранять их от лжеучителей, искоренять вкравшиеся заблуждения и суеверие и для большего успеха стараться сколько можно сближаться с ними и кротким любвеобильным обращением, неукоризненной жизнью и бескорыстием приобретать их расположение и доверенность, которая имеет большую силу и власть над сердцами других и без которой самые сильные и основательные убеждения немного принесут пользы.
3) Иметь отеческое смотрение за их поведением, замечать их погрешности и проступки, вразумлять и исправлять их духом кротости, внушать им уважение и покорность к родителям и начальствующим, почтение к старшим, прекращать ссоры и водворять между ними согласие и мир, располагать их ко взаимному вспомоществованию друг другу в различных нуждах и обстоятельствах, и вообще наклонять и убеждать их к благочестивой жизни, к исполнению всего того, что истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, достославно, что составляет добродитель и похвалу (Флп.4:8) и силу своих наставлений и увещаний подкреплять собственным своим примером, своей Христианской жизнью, быть не просто указателями пути к вечной жизни, но и вождями на нем, памятуя наставление Спасителя: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16).
4) Грешников беспечных и бесстрашных, невзирая на лица, обличать со всей строгостью и важностью, приличной истинным пастырям, имеющим воздать о них слово в день судный, и приводить их к истинному покаянию и сокрушению страхом суда Божия и вечной погибели; грешников, истинно кающихся и смущенных своей совестью, ободрять и успокаивать бесконечным милосердием Отца небесного, и тем высоким Евангельским утешением, что верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти (1Тим. 1:15).
5) Посещать несчастных и болящих и принимать живое участие в их страданиях, внушать им упование на Бога, поддерживать и утверждать в сердцах их веру во всеблагое, не всегда для нас постижимое, Провидение и внушать им ту назидательную и утешительную истину, что егоже любит Господь, наказует (Евр. 12:6), и что любящим Бога все, как счастье, так и несчастье, как здоровье, так и болезнь, все должно служить во благое; напутствовать умирающих приобщением Пречистого тела и крови Спасителя, вооружать их против ужасов смерти победой над смертью (1Кор.15:54–58) и обетованием вечной жизни (1Ин. 2:25) и успокаивать смущаемые страхом суда Божия души их надеждой на бесконечные заслуги Божественного Ходатая, усвояемые крепкой верой в Него и сердечной любовью к Нему (Гал. 5:5,6).
6) Внушать уважение к правилам и постановлениям Православной Церкви, показывая благодетельное их назначение и их обязательную силу и важность, и строго наблюдать за исполнением их.
7) Совершать Таинства и все вообще Богослужебные обряды с полным благоговением и участием сердца, дабы тем благотворнее было действие их, и дабы, так сказать, пламенем собственной молитвы можно было согревать сердца других и пробуждать в них благочестивые чувствования, подавляемые и ослабляемые то вожделениями плоти, то лжемудрованиями разума, то чрезмерными заботами жизни и проч.
8) И, наконец, проходя великое служение свое со всем усердием и благодушием, должны призывать на себя и на паству свою благословение свыше, памятуя изречение Царя-Пророка: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс.126:1).
Обязанности пасомых
Чтобы пастыри проходили трудное служение свое с благодушием и радостью, а не воздыхающе, и с большей пользой для своей паствы (Евр. 15:17), для сего и пасомые ими должны со своей стороны:
1) Уважать пастырей, как Посланников Божиих, Его именем возвещающих им путь спасения и призывающих их в вечное царство Его.
2) Любить их, как истинных благодетелей, пекущихся о их духовном просвещении и чистоте нравственности, как отцов своих, учением и Таинствами возрождающих и воспитывающих их для жизни вечной, для наследия никогда нескончаемыми радостями.
3) Принимать наставления и увещания их с сыновней покорностью и с полным расположением сердца и во всех важных случаях и обстоятельствах в жизни обращаться к их советам и просить их благословения.
4) Заботиться о их благосостоянии и со всем усердием доставлять им все нужное для безбедного содержания, дабы они, не имея надобности заботиться о временных нуждах своих, тем беспрепятственнее могли посвящать себя на дело общеполезного служения своего.
5) Не верить, когда говорят худое о пастырях и защищать честь их от злословия, зная, как обыкновенно развращенные люди побуждаются лукавым сердцем своим сплетать и повсюду распространять клеветы как вообще на добродетельных мужей, так и в особенности на Пастырей Церкви, как наставников в благочестии и добродетели и обличителей нечестия.
6) Не соблазняться недостатками и слабостями, замечаемыми в пастырях, и не осуждать их, памятуя, что и они такие же человеки, с такими же немощами плоти, таким же и еще большим подвержены искушениям со стороны духа злобы.
7) И, наконец, молить Господа, чтобы Он поставлял в Церкви Пастырей мудрых и добродетельных и подкреплял их в трудном деле служения их всемощной своей благодатью.