Источник

Февраль

1. Св. мученик Трифон

Дух Божий в юноше

Святый муч. Трифон в юном возрасте врачевал болезни и изгонял бесов.

Римский царь Гордиан, из дочери которого мученик Трифон изгнал беса, – пожелал своими очами увидеть изгнанного беса. Муч. Трифон действительно вызвал беса, и все увидели его в виде черного пса с огненными очами.

Явление беса видимое

Св. муч. Трифон спросил беса: «кто тебя послал в отроковицу?» Бес отвечал: «отец, начальник всякой злобы, сидящий во аде». Мученик Трифон: «Кто тебе дал власть такую»? Бес: «мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в единородного Сына Божия; только по попущению Божию наносим им легкие искушения. А над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят. Угодные же нам дела суть: идолопоклонничество, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и проч. Эти опутываются грехами, как сетями; они друзья наши, и одна их с нами участь ждет».

Молящиеся мученику Трифону будут услышаны

Св. мученик Трифон пред кончиною молился: «Боже! прими в мире душу мою; всех же, иже мене, раба Твоего, воспоминати будут, услыши с высоты святыни Твоея и призри на них от святаго жилища Твоего, подая им изобильные и нетленные дарования, яко един еси благ и щедрый податель во веки веков».

Лествица возводящая на небо

Мученица Перепетуя видела в видении золотую лествицу, доходящую до небес, по сторонам которой наткано множество острого оружия – мечей, ножей, бритв, копий, крюков, гвоздей, удиц, при подножии же лествицы лежал большой змий, препятствующий восходить по ней.

4. Преп. Николай исповедник

Прелюбодеяние, смертью наказанное

Варда влюбился в жену сына своего – царя Михаила – и грех был наказан смертью обоих.

Падение и скорое восстание

Инок Николай, смущенный помыслом, вошел в город и впал в любодеяние, – потом хотел броситься в реку; но, одумавшись, целый год молился Богу в уединении; пред светлым праздником приготовил лампаду, помолился, чтоб Господь Сам возжег оную во извещение прощения греха, – и только за третьим молитвенным подвигом Господь обрадовал его чудом.

5. Св. мученица Агафия

Знамение неверия

Св. муч. Агафия, отходя на мучения, осмотрелась, что нет ли знакомых, ее сопровождающих помолилась о явлении на том месте знамений их неверия, – и вдруг возросла дикая, бесплодная маслина, знаменующая собою бесплодные умы Панормитов.

Одежда рабы Христовой

«Для чего носишь такую ветхую и убогую одежду, будучи благородна?» – спросил св.Агафью епарх. «Для того, чтобы показать, что я действительно раба Христова, и рабский вид одежды ношу.»

Мучения необходимы

Мученица Агафья сказала мучителю: «как невозможно собрать в житницу пшеницу, пока она не будет очищена от плевел, так невозможно душе моей войти в рай, доколе тело мое мучениями не будет разрушено».

Есть члены душевный

«Ты отнял у меня сосцы телесные, – сказала мучителю муч. Агафья; но я имею душевные сосцы».

Bеpa врачует скорее лекарств

Св. апостол Петр, в виде простого человека, предложил мученице Агафии врачебные снадобья; но мученица не приняла их, говоря, что «Бог во мгновение ока может уврачевать,» – и тотчас исцелилась.

Суд частный, загробный

К телу мученицы Агафьи пришел прекрасный неведомый юноша со множеством юношей, – который проводил тело ее ко гробу и вложил во гроб ее дощечку каменную, на которой было написано: «Ум преподобен, честь Богу самоизвольна и отечеству избавление».

Одежда мученицы отвращает огнь

Однажды гора Этна чрезвычайно разлилась лавою и угрожала истреблением городу; но жители противупостановили огню одежду мученицы – и поток, лавы остановился и град спасен.

Восстановление мученицею идола

Мучитель обещал уверовать во Христа, если разбитый идол будет восстановлен; мученица молитвою действительно восстановила идола, но епарх не уверовал во Христа.

6. Св. муч. Фавста девица, Евиласий и Максим

Пила не пилит мученицу

Св. мученица Фавста была забита в деревянный ящик и перепиливаема; но шесть пил были притуплены, а ей ничего не могли сделать.

Bеpa отверзает небеса и для идолопоклонника

Максим епарх – мучитель, видя крепкую веру мученицы Фавсты и Евиласия, – только что обратился к Богу с верою, – увидел отверзшиеся небеса и на оных Сына Божия с ликами св. ангелов, архангелов и святых.

Св. мученица Дорофея девица

Грех отчаяния более идолопоклонства

Две христианки – отступницы вновь обращены были ко Христу мученицею Дорофеею; по сему случаю она им сказала, что отчаяние в милосердии Божием есть грех, больший самого идолопоклонства.

Причина радости в муках

Св. муч. Дорофея веселилась при страданиях, – частью от воображения при страданиях радости Сына Божия и всех небесных сил, частью от торжества над мучениями.

Плоды райские на земле

Мучитель просил мученицу пред ее смертью, чтобы она прислала ему яблок и цветов с того рая, о котором она напоминала в молитвах своих и так часто ему говорила; она помолилась и явился ангел в виде четырехлетнего дитяти, который принес в руках три яблока и три розы; она отослала их к другу мучителя Феофилу, (это было в феврале месяце) который по получении их, так поражен был вкусом плодов и запахом цветов, что обратился ко Христу и принял венец мученический.

7. Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский

Бес не может войти в святого человека

Преподобный Парфений изгнал из человека одного беса, который с детства в нем обитал. Диавол просил указать ему другого, в кого бы он вошел. Преп. Парфений отверз уста свои, и предлагал войти в него; но диавол сказавши: «как я могу войти в дом Божий,» – исчез.

Наказание Божия за огорчение родителей

Однажды к Преп. Парфению приведен был юноша, которого жестоко мучил дух нечистый. Парфений, как человек праведный, любящий людей, как братьев, обыкновенно, когда видел страждущих, без всяких просьб, с Божею помощью помогал несчастным. Но посмотрев на этого юношу, он высказал неудовольствие. Родители, припадая к ногам Божия человека, слезно молили, чтобы он умилосердился о сыне их и избавил его от дурной болезни. Но подвижник сказал: «ваш сын недостоин исцеления, ибо дух – мучитель дан ему в наказание за то, что он – почти отцеубийца». Родители ужаснулись. Парфений же спросил их: «сын, ваш чадо оскорблял вас?» – «Да», отвечал отец. – «Вы молились в горести души вашей, продолжал Парфений, чтобы Господь наказал его?» – «Согрешили пред Господом» – со вздохом отвечали отец и мать. Тогда Парфений сказал: «пусть же он и страдает, как заслуживший это наказание.» Но нежно любящие родители, болезнуя сердцем о своем сыне, не переставали проливать слезы и умолять Преподобного, чтобы он испросил у Бога прощение их сыну. Преклоненный такими горячими мольбами, препод. Парфений благословил юношу и, помолившись, исцелил его.

Бес препятствует в рыбной ловле

Одни рыбаки не могли наловить рыб чрез козни диавола, который разгонял рыб, а их обманывал тяжестью мрежи; святитель прогнал беса.

Наказание за утаение нищенских денег

Архиепископ Ипатиан наказан болезнью за то, что даваемое чрез него нищим удерживал у себя.

Преподобный Лука

Молитва поднимает человека на воздух

Преподобный Лука с младенчества стал поститься, подавать щедрую милостыню и молиться, и до такого совершенства вскоре достиг, что, на молитве стоя, поднимался на воздух, что часто видела его мать.

Мать молитвами возвращает сына

Преп. Лука ушел тайно от своей матери и в одном из Афонских монастырей постригся в новоначалие. Мать его – Евфросиния, зная благочестие сына, хотя и догадывалась о святом его подвиге, но, будучи вдовою, не могла переносить разлуки и беспрестанно молилась Богу: «Господи! Ты свидетель вдовства моего и всех огорчений, с ним соединенных, не забудь меня до конца, не отними от меня единственную отраду жизни, любезного сына! Я не запрещаю ему жить по Твоему закону; я была ему матерью не только по плоти, но и по духу, хотела его видеть совершенным в добродетелях. Господи! не презри слез моих; возврати мне сына, да прославлю имя Твое святое»! – Так молилась осиротевшая мать, и Господь услышал молитву ее: в одно время игумен обители, в которой подвизался св. Лука, узрел в сонном видении плачущую мать. – «Зачем меня, бедную вдову, так жестоко обижаешь? говорила она настоятелю. Зачем отнял у меня единственного сына? Возврати мне его, или не перестану жаловаться на тебя Богу». Устрашенный игумен пробудился, долго размышлял о видении, и наконец, почел его за пустое мечтание. Но в следующую ночь увидел тο же, и в третью ночь услышал вопль сетующей матери. Тогда, наконец, он познал, что это не есть действие духа искусителя, но явление, Богом устрояемое; долго размышлял он о каждом иноке порознь и, так как св. Лука всегда скрывал от него и всей братии свой род и отечество, пришел к мысли, что сновидение относится к нему. На следующий день он призывает к себе Луку и говорит с гневом: «как осмелился ты обмануть нас, уверив, что не имеешь родителей? Как дерзнул жить с нами, имея ложь в сердце своем? знаешь ли, кто начальник лжи? Уйди от нас, уйди даже из пределов Афонских и возвратись к твоей родительнице: уже третью ночь она укоряет и смущает меня. Горе тебе, если ослушаешься меня?» Пораженный Лука стоял неподвижно и, потупив глаза свои, не смел выговорить ни одного слова: он плакал, не смея оставить святую дружину. Тогда настоятель сжалился над ним и сказал с кротостью: «Сын мой! теперь непременно возвратись к своей матери, а после сам Господь поможет тебе в добром намерении. Послушайся: я вижу, что ее молитва имеет великую силу у Бога и может уничтожить все твои подвиги; иди с миром и помни, что без благословения родительского ничего предпринимать не должно.» Выслушав это, св. Лука молча поклонился настоятелю, простился с братиею и отправился на свою родину.

Кто может описать удивление и радость Евфросинии при виде сына! Она бросилась обнимать его; но вдруг остановилась, возвела очи и руки на небо и воздала благодарение Богу; потом облобызала сына своего. Святый Лука пробыл у своей матери четыре месяца, но стремясь сердцем и душою к Богу и к житию безмолвному, начал у нее просить позволения удалиться в пустыню. Богобоязненная Евфросиния благословила его, ибо знала она, что Бога должно почитать и любить более, нежели родителей.

Молитва святого

Препод. Лука всегда молился ночью и поклоны делал до изнеможения, говоря: «Господи помилуй!» Он молился всегда с теплотою духа и нередко всю ночь.

Рыбу посылает Бог

Преподобного Луку посетили гости; не имея чем угостить их, он стал молиться Богу; по молитве, из моря выскочили две рыбы, и он угостил посетителей.

Укоризна и обида, нанесенная святому, наказывается

Некий священник произносил разные укоризны на одного столпника, а преподобного Луку, защищавшего честь подвижника, ударил по лицу; поэтому вскоре его постигла казнь Божия, – стал мучить его бес и до конца жизни мучил.

Святый покрывает пост обильным ядением

Пришел однажды брат одного его ученика – мiрянин Филипп. Преподобный, ради гостя, с избытков вкушал пищу и пил более обыкновенного. Филипп, ложась спать, подумал в мысли, что старец сей лицемер и много вкушает пищи не для прикрытия поста, но по пристрастию к объядению. Во сне явились к нему два ангела и обличили неправедное его о преподобном Луке суждение.

8. Св. великомученик Феодор Стратилат

Сила воина зависит от Бога

В стране Евхаитской в одной пещере был огромный змей, который, выходя каждое утро из пещеры, пожирал людей и скотов. Великом. Феодор, будучи еще воином, прибыл на коне своем к той пещере, помолился Богу, перекрестился и, вызвав того змея из пещеры, убил.

Мамона неправды или милостыня из разбитых идолов

Св.Феодор Стратилат разбил идолов серебряных и златых и раздал части оных нищим; одному нищему досталась целая златая голова богини Артемиды.

Бог и среди смертных крестных страданий человека не оставляет

Великомученик Феодор Стратилат, распятый на кресте Ликинием, – в страшных при сем болезнях и страданиях, отчаялся было в помощи Божией и ожидал только смерти, о которой уже помолился; но ангел Божий в первую стражу ночи снял его со креста и совершенно уврачевал его.

9. Св. мученик Никифор

Гнев на брата лишает мужества

Между св. Никифором и пресвитером Саприкием была такая крепкая любовь и дружба, что многие принимали их за родных братьев. Но диавол, завидуя дружбе этих мужей, посеял между ними неприязнь. Прежние друзья не хотели теперь ни видеться, ни встречаться на пути. Долго длилась вражда, как, наконец, Никифор, пришедши в себя, сталь доискиваться источника ее и наконец, убедился, что никто другой, как дух злобы заронил и раздул искру вражды между ними. Эта мысль окончательно переродила Никифора, и он старался возвратить себе дружбу Саприкия. Не смея сам идти к пресвитеру, он упросил своих друзей умолить Саприкия примириться с ним. Но напрасны были все убеждения и просьбы этих посредников: пресвитер был неумолим. Опечаленный Никифор послал других и третьих посредников – и та же неудача. Никифор сам пошел к пресвитеру, упал к ногам его и умолял: «прости меня, отец, прости Господа ради». Саприкий не захотел и взглянуть на молившегося друга. Между тем, открылось гонение на христиан. В числе других взят был Саприкий и представлен игемону; «как твое имя?» спросил игемон. – «Саприкий», отвечал пресвитер. – «Какого ты рода?» – «я христианин. – Ты знаешь, что наши кесари повелели, чтобы все христиане приносили жертвы бессмертным богам под опасением жестоких мук и смертной казни за ослушание?». – Мы христиане, смело отвечал Саприкий, имеем одного верховного Владыку Христа, Который есть, истинный Бог. Все же ваши Боги – бесы; пусть они пропадут с лица земли с своими истуканами». Разгневанный игемон велел растянуть Саприкия на колесо и этим способом мучить его. Мучимый пресвитер говорил игемону: «ты имеешь власть над телом моим, но не над душою: она во власти Создателя своего Господа Иисуса Христа». Долго и мужественно выносил Саприкий жестокие мучения, и судия, потеряв надежду одолеть ими исповедника, произнес над ним смертный приговор. Саприкий уже веден был на казнь, как об этом услыхал Никифор; поспешно прибежал он на встречу, упал к ногам Саприкия, взывая: «мученик Христов! прости меня, я согрешил перед тобою». Ничего не отвечал на этот зов Саприкий. Несколько далее Никифор опять догнал Саприкия, и опять лежал у ног его и молил: «мученик Христов! прости меня, согрешил я пред тобою, как человек». Но сердце Сакрикия оказалось окаменелым от ненависти: он остался неумолимым, не простил прежнего друга, не сказал ему ни одного слова! Сами мучители удивлялись подобному ожесточению, а Никифору заметили: «мы еще не видали безумца, подобного тебе; он идет на смерть, а ты молишь его о прощении: какая тебе нужда в нем? Ведь посмотри – он не будет вредить тебе».

Вот Саприкий на месте казни. Тут же стоял перед ним умоляющий Никифор. Но Саприкий остался глух и нем к его мольбам. Наступила минута казни: «становись на колени, и наклони голову к отсечению», сказал ему совершитель казни. – За что хотите казнить меня? вдруг спросил изменившийся в лице Саприкий. «За то, что не слушаешь повеления кесарей, не кланяешься богам, не приносишь им жертвы». «Я исполню все это», сказал несчастный пресвитер, – и отрекся от Христа Спасителя, венца мученического и жизни вечной. Откуда эта перемена в дотоле мужественном исповеднике? Господь не принял подвига любви к Нему от того, что он носил в сердце своем жесточайшую ненависть к ближнему.

Отступничество Саприкия необычайно опечалило его друга. «Не делай этого, со слезами молил его Никифор, не отвергайся Господа нашего Иисуса Христа, не отвергайся венца мученическаго. Не послушал этого Саприкий и погиб на веки! От жалости к другу Никифор не решен теперь к ревности во Христа, от Которого тот отступился. «Я христианин, сказал он, и верую в Господа Иисуса Христа, Которого Саприкий отвергся: казните же меня вместо его». Удивленные мучители послали сказать обо всем этом игемону; тот велел Саприкия освободить, а св, Никифору отсечь голову.

10. Св. священномученик Харалампий

Два палача отказались строгать тело священномученика Харалампия ибо железные когти не брали руки мучителей, утомились. Мучитель сам в ярости взялся терзать мученика; но вдруг обе руки его до локтей повисли на теле мученика, а у игемона, плюнувшего в лице мученику, голова обратилась на затылок.

Препод. Прохор Печерский

Чудесная пища

Препод. Прохор Печерский из лебеды делал хлеб, а пепел превращал в соль – не искусством, а молитвою.

11. Св. Священномученик Власий

Покорность зверей человеку святому

Звери приходили к пещере священномученика Власия и ожидали, пока он кончит свою богомысленную молитву, для получения от него благословения, а он, выходя, возлагал на каждого из них руки.

Обильное вознаграждение за скудный дар

Одна вдовица приготовила пищу из того поросенка, который был возвращен волком, по молитве мученика, и принесла ему в темницу; он, вкусив немного, сказал, что дом ее не оскудеет за это благами земными.

Хождения по водам

Когда священномученика Власия определено было бросить в глубокое озеро, он, знаменовав оное крестным знамением, сам пошел по воде, как по суху, и, перешедши на середину озера, сел на воде, как на земле.

Воздаяние за память о святом

Священномученик Власий был в жизни врач; он не только врачевал людей, но и животных; пред убиением молился Богу, чтобы Он избавлял от болезней и ниспосылал всякие блага тем, которые станут творить о нем память, молиться ему, подавать милостыню, делать угощения бедным и приносить свечи и ладан во храм Божий.

12. Св. Мелетий, архиепископ Антиохийский

Вблизи святых мощей бесы в идолах безмолвствуют

В предместьи города Антиохии были положены мощи мученика Вавилы с тремя младенцами; с того времени бес убежал из идола Аполлона и перестал изрекать идолопоклонникам свои зловещания. Иулиан богоотступник велел принять оттуда мощи святого, и, по взятии, огонь с неба пал на храм Аполлонов и сжег капище с идолом.

Оковы воли крепче железных

Препод. Симеон столпник приковал было себя железною цепью к камню, на котором молился; но святый Мелетий посоветовал ему волею и разумом приковать себя.

Доказательства православного учения о Святой Троице

На втором вселенском Константинопольском соборе, на котором Ариане защищали свое злочестивое мнение о Св. Троице, святый Мелетий встал среди собрания и показал три перста во образ Св. Троицы; потом, два перста совокупив, а третий пригнув, – благословил так людей предстоящих, – и вышел от него огонь, как молния, и он громогласно сказал: «три ипостаси разумеем, о едином же существе беседуем».

Св. Алексий, митрополит Московский

Знамение соизволения Божия

Во время святительства Алексия, митрополита Московского, захворала супруга хана Джанибека, Тайдула и лежала больная и слепая уже три года. Джанибек отправил в Москву посольство с письмом к великому князю. «Мы слышали, писал хан, что есть у вес служитель Божий, который, если о чем попросит Бога, Бог слушает его. Отпустите его к нам, и если его молитвами исцелеет моя царица, будете иметь со мною мир; если же не отпустите его, пойду опустошать вашу землю». Смутился смиренный святитель, когда великий князь передал ему грамоту хана и просил исполнить волю Джанибека. Любовь к отчизне и св. церкви не дозволяла отказаться от исполнения воли грозного хана; но как смиренному принять на себя такое великое дело? «Прошение и дело превышают меру сил моих, говорит святитель князю, но я верю Тому, Который даль прозреть слепому, – не презрит Он молитвы веры». Святитель начал готовиться к пути. В соборном храме со всем клиром совершил он молебствие пред иконою Богоматери и потом пред ракою святителя Петра. Во время самого моления, внезапно, пред глазами всех, сама собой зажглась свеча при гробе чудотворца Петра. Утешенный Алексий разделил чудесную свечу на части, роздал ее в благословение предстоявшим и, сделав из остатка малую свечу, взял ее вместе с освященною водою для совершения нового молебствия в Орде. Из Москвы отправился он 18 августа, С верою твердою шел он в Орду; а вера Тайдулы была укреплена видением: когда блаженный Алексий был на пути, Тайдула видела во сне мужа, облеченного в святительскую одежду, пришедшего к ней и с ним других, одетых в ризы.. Она повелела устроить одежды такого же вида, как, видела она. Ожидаемый принят был с честью в Орде. Святитель отслужил над болящею молебен с чудною свечою, окропил ее святою водою, – и Тайдула стала видеть.

Преподобная Мария

Спасение души есть ее сотворение

Преподобная Мария сказала отцу своему: «спасаяй чью душу есть аки созидаяй ю.“

Грех неведения простителен

Глас свыше уверил игумена монастыря, что оскорбления, причиненные им Марии, как грех, сделанный по неведению, ему прощаются.

13. Преподобный Мартиниан

Лучше обжечь себя огнем, нежели возжечь в себе похоть

К преподобному Мартиниану пришла однажды блудница, склонявшая его на грех; он же, возжегши хворост, стал среди огня и обжегся, но не попустил себя пасть в грех любодеяния и тем подвигнул на покаяние самую блудницу.

Нигде нельзя избегнуть искушения

Препод. Мартиниан, во избежание соблазнов мipa, переплыл на средину моря и стал спасаться на одном камне; но диавол разбил бурею судно и принес на одной доске к тому камню девицу; тогда преподобный заблагорассудил лучше броситься в море и погибнуть, нежели с девицею пасть в грех; но дельфины подхватили его и вынесли на берег, а девица спаслась на том камне.

Преподобный Авксентий

Наказание за божбу

Сей преподобный однажды уврачевал двух прокаженных, которые за легкомысленную божбу были наказаны от Бога проказою.

Препод. Исаакий, затворник Печерский

При большом искушении и святые падают

Сей преподобный был в затворе и держал строгий пост, вкушая чрез день одну просфору. Однажды бесы своими кознями довели его до того, что он стал вместе с ними плясать; затем, по раскаянии и сокрушении сердечном, он получил опять надежду спасения и стал творить чудеса.

Св. апостол Онисим

Суетные дела

Св. апостол Онисим суетными делами именует: прелюбодеяние, сребролюбие, чародеяние, гордость, зависть, злословие, лицемерие, ложь, гнев и пьянство.

17. Св. великомученик Феодор Тирон

Пища духовная

Когда мучитель вверг в темницу святого великомученика Феодора и дверь ее запечатал печатью, то Феодор там питался Духом Святым, и явился к нему Господь и сказал: «Дерзай, Феодоре, ибо Я с тобою: не принимай ни пищи, ни пития земного, ибо тебя ожидает жизнь иная, негибнущая, а вечная, со Мною на небеси.» (Аввак. 2, 4. Рим. 1, 17).

Происхождение колива или кутьи

Иулиан богоотступник тайно велел осквернить кровью от идольской жертвы христианскую пищу на рынке, но Бог, чрез великомуч. Феодора Тирона, повелел христианам не вкушать ее, а питаться коливом – вареною пшеницею.

18, Св. Лев, Папа Римский

Слово святого мужа и свирепого человека укрощает

Аттила готовился разорить всю Италию, но св. Лев укротил его ярость словом своим и тем не допустил разорить свое отечество: «я видел двух мужей (Ап. Петра и Павла), стоявших с обнаженными мечами по обе стороны сего мужа», сказал Аттила после беседы со св. Львом.

Небесный цензор

Однажды св. Лев написал опровержение против еретиков – Евтихия и Диоскора и положил это рукописание на гроб св. Апостола Петра, прося его об исправлении. После сорокадневного моления и поста, апостол Петр явился к нему и сказал: «прочел и исправил». Действительно – в раскрытой рукописи найдены следы свежих поправок чернилами.

Достойное приготовление к смерти

Св. Лев сорок дней в посте и молитве приготовлялся к смерти, умоляя о ходатайстве за него св. Апостола Петра; – «умолил Бога за тебя», сказал св. Ап. Петр, – «все грехи тебе прощены, кроме рукоположения твоего». Он стал еще молиться и услышал глас, возвестивший о прощении всех грехов.

19. Преподобный Досифей

Наставление святой жизни Божией Матери

Матерь Божия, явившись юноше Досифею, сказала: «постись и не ешь мяса, и молись часто, и избавишься от всех мук».

При посте количество хлеба должно уменьшать

Преподобный Дорофей заповедал ученику своему Досифею количество хлеба постепенно уменьшать.

Молитву Иисусову постоянно должно иметь на устах

Препод. Дорофей приучал Досифея постоянно, до самой смерти, помнить и произносить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, помилуй мя“, или: «Сыне Божии! помози ми».

20. Св. Лев чудотворец, епископ Катанский

Огнь одного сожигает, а другого нет

Однажды св. Лев своею архиерейскою мантиею взял за шею одного знаменитого волхва и вступил с ним на пылающий костер, в котором волхв сгорел, а человек Божий ничуть не был опален.

Св. священномуч. Садок, епископ Персидский

Различие чувствований при ожидании смерти

Св. священномуч. Садок пред страданиями говорил: «благочестивый человек с радостью, желанием и великою любовью ожидает мученической за Христа смерти и не боится ее; а плотскому человеку страшен и ужасен час смерти; добродетельные со старанием и великодушием сами ищут смерти, чтобы получить жизнь вечную, – а ленивые и нерадивые скрываются от смерти. Любящие Бога к Богу идут, а любящие мiр в мipe остаются.»

21. Св. Евстафий, архиепископ Антиохийский

Клевета наказывает

Одна блудница клеветала, что родила младенца от Евстафия архиепископа, который поэтому был сослан в заточение и там умер; но потом, наказанная от Бога лютою болезнью, она созналась, что родила младенца от Евстафия кузнеца.

23. Св. священномученик Поликарп, епископ Смирнский

Милостыня обогащает милостынедавца

Принятый в дом одною вдовицею, отрок Поликарп однажды раздал нищим все, что было в ее кладовой. Об этом кто-то из домашних донес госпоже; но св. Поликарп помолился Богу (3Цар. 17, 19) , и житницы вдовицы найдены наполненными всяких благ.

Посвящение земное сопровождается посвящением небесным

При посвящении святого Поликарпа во епископа, увидели над ним голубицу белую, а его самого в воинском оружии, в царской одежде, высокого ростом; сам же св. Поликарп видел ноги Иисуса Христа стоящего.

Ангел предостерегает в опасности

Три раза ангел являлся в гостинице и пробуждал св. Поликарпа, говоря, что по причине беззаконных в ней людей, она падет; по выходе его, гостиница пала.

Еретиков должно убегать

«Бежим скоро отсюда, чтобы не упала баня, в ней же Керинф враг правды Божия обретается», внезапно сказал св. Иоанн Богослов христианам, когда в городе Ефесе увидел в бане моющегося еретика. А св. Поликарп Мартиану еретику, сказавшему ему; «узнай меня!» отвечал: «знаю тебя первородного сына диавольского.» (Тит. 3, 10 и 11).

Живой в огне не горел, а мертвый сгорел

Когда св. Поликарп вошел в средину возженного костра, то ветер, от него исходивший, раздувал огонь во все стороны и разливал на окружающих чрезвычайный ароматический запах; но когда палач пробил утробу священномученика, то кровь, из нее истекшая, залила все уголья; затем сотник сжег его мертвого.

24. Преподобный Еразм, инок Печерский

Пожертвование на церковь спасает душу

Преподобный Еразм все свое богатство употребил на украшение храма Божия и святых икон; диавол смутил его, внушая ему мысли, что лучше было бы, если бы он отдал свое сокровище на нищих. От таких мыслей он стал жить греховно, – потом заболел и в этом положении умирал: все отчаялись в его спасении; но явление святых – Антония и Феодосия уверило его в противном; а Царица небесная в явлении назначила ему три дня для покаяния, и он получил спасение.

25. Св. Тарасий, патриарх Константинопольский

Трусость и боязнь опасны при самом высоком сане

Константинопольский патриарх Павел, по страху и боязни со стороны царя и вельможей, подписал Согласие на ересь иконоборческую; потом раскаялся в том пред всеми; отказался чрез это от престола и принял великую схиму.

Допускается зло меньшее для избежания большего

Святый Тарасий, после неутомимого обличения царя в прелюбодеянии, предался молчанию; допустив царю оставаться в грexe прелюбодеяния, чтобы не возбудить его к восстановлению иконоборческой ереси.

26. Св. Порфирий, епископ Газский

Видение Голгофских событий

Св. Порфирий однажды сильно заболел, – потом взошел на Голгофу, лег там и от чрезвычайной болезни был как бы в исступлении, и увидел Спасителя, ко кресту пригвожденного, и одного разбойника, на другом крест висящего. Господь сказал разбойнику: «сойди со креста и уврачуй его от телесной болезни, как Я тебя исцелил от душевной.» Разбойник со креста сошел, обнял Порфирия, облобызал и поднял с земли говоря: «подойди к Спасителю.» «Когда же я, говорит Порфирий, приступил ко Господу и увидел Его, со креста сшедшего и говорящего мне: «возьми это дерево и храни его», то я, принявши, начал носить крест Христов и совершенно выздоровел».

Верующий именем Иисуса Христа и Его святых может уврачевать больного

Одна христианка, поучивши вере болящую родами идолопоклонницу, сказала наконец: «великий святитель Порфирий велел сказать тебе, исцеляет: тебя Иисус Христос, Сын Бога живаго, только веруй в Него и жива будешь». Женщина тотчас родила и выздоровела.

Вещь скверную не должно обращать на дело святое

Главный идольский храм в Газе хотели обратить в храм Божий; но младенец громогласно сказал, чтобы капище Марсово было сожжено, а на месте его вновь был выстроен храм христианский.

Врагов должно убегать

Когда в городе Газе идолопоклонники взбунтовались против христиан и хотели убить епископа Порфирия, он сказал диакону: «убежим, брат, и укроемся мало, дóндеже мимо идет гнев Господень».

27. Преподобный Фалалей

Образ жизни кающегося

Преподобный Фалалей сделал себе келлию в два локтя вышины и один ширины и там 60 лет проплакал, говоря всем, что настоящее время Бог дал нам на покаяние, и если погубим его, то весьма за то будем истязуемы.

Преподобный Тит, пресвитер Печерский

Наказание смертью за не примирение с братом

В древней Печерской обители жили в иночестве священник Тит и диакон Евагрий: их единомыслие, искренняя нелицемерная любовь удивляли всех, но еще более удивились все, когда между давними друзьями появилась сильная ненависть. Много раз братия умоляла их помириться, но они не хотели и слышать об этом. По Божию смотрению, пресвитер Тит сильно заболел и казался близким к смерти. Тут то стал он оплакивать греховную вражду свою и с великим смирением послал сказать диакону Евагрию: «прости меня, брат, Господа ради, оскорбил я тебя гневом своим.» Жестокою бранью и проклятием отвечал на это Евагрий. Братия, поминутно ожидая смерти Тита и желая облегчить последние минуты его искомым прощением от Евагрия, силою привела последнего к одру умирающего, при этом и сам Тит, собрав последние силы, приподнялся с одра и упал к ногам Евагpия, моля со слезами: «прости меня, отец и благослови!» – Никогда, отвечал с неистовством Евагрий никогда не хочу помириться с ним ни в сей, ни в будущий век». С этими страшными словами он вырвался из рук братий, но тут же упал замертво и более не вставал. А незлобивый Тит почувствовал себя здоровее и уже не ложился на свой одр.

29. Преподобный Иоанн и Варсонофий

Иночество для спасения полезнее архиерейства

Преподобный Иоанн, оставив тайно кафедру архиерейскую, удалился в пустыню, усмотрев, что должность сия препятствует его подвижнической жизни.


Источник: Царство благодати, или Собрание истин и примеров из жития святых, по Четьи-Минеи : В помощь проповедникам слова божия и для назидат. чтения православ. христианам : С алф. указ. / Сост. прот. Василием Бандаковым. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : [А.Д. Ступин], 1901. - XXVIII, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle