Источник

82. В день коронации Государя Императора Александра Николаевича

Мы собрались ныне молиться за Царя нашего. Зачем за Царя молиться? Для чего? Почему? Потому, что Он наш Царь; потому, что Он нам много добра делает, и потому, что Сам Бог велел за Него молиться. Он наш Царь, – нам Его Бог дал. Вы думаете, всякий согласится быть царем, управляющим таким великим государством – хозяйством, людьми и порядком? ведь наше государство большое, и много, очень много подданных в государстве, и много, очень много в нем дел. Только безумный из подданных может протянуть руку на корону. Царь есть особенный человек, с особенною силою, мудростью, с особенными Божиими дарованиями. Управлять большим хозяйством и домом – трудно; городом – еще труднее; а многими городами и деревнями – что и говорить? Царя один Бог дает людям; а отними Царя, или, вместо законного Царя – поставь самозванца, – пропало тогда все государство. Разве мы не видим, что делается с теми государствами, в которых или нет царя, или часто переменяются цари, или лица незаконные вступают на престол? Вы думаете, легкое дело быть царем? Да труднее нет ничего на свете, особенно там, где Бог не помогает, где Бог отступает: отвращшу же Тебе – Боже, лице, возмятутся; отымеши дух их – исчезнут и в персть свою возвратятся90. Нет! много для этого нужно силы, мудрости и добродетели. Царь никогда не имеет покоя – ни днем, ни ночью. Надобно иметь Ему тысячи голов, чтоб все обдумать; тысячи очей, чтоб все усмотреть; тысячи ушей, чтоб все выслушать; тысячи рук, чтоб все сделать; тысячи ног, чтобы обойти все места, все закоулки своего государства. Вот – почему у Царя нашего все дни и часы расписаны, когда что сделать, когда что выслушать, когда и кому что сказать. И если бы Бог не помогал Ему во всем этом, то Он не мог бы ни в чем успеть. В прежние времена цари думали, что их дело состоит только в том, чтоб спать, кушать, сидеть, да веселиться, и что за них должны другие делать и трудиться; а теперь совсем не так думают цари; а думают то, что они отвечают пред Богом за все – за жизнь и за поведение каждого подданного. Смотри, чтоб каждый подданный был сыт и доволен; угождай всем его нуждам; старайся, чтоб он был добр; чтоб ни в чем не нуждался; заботься не только о временном, но и о вечном его благополучии, чтоб на сем свете хорошо жил, да еще в рай вошел. Смирен будет царь – умножатся в государстве грабители и разбойники; суров будет царь – многие добрые будут оклеветаны, обижены. О! великое дело служба царская. Если всякий, желающий быть начальником – должен быть слугою всем; то самый больший и усердный слуга есть царь; ибо для того и ноги обмыл ученикам Своим Царь небесный – Христос Господь, чтобы показать пример смирения, чтоб научить царей быть послушливыми закону Господню даже до смерти, смерти же крестной; – нам цари служат, а еще более служат церкви Божией и самому Богу; ибо подумайте: чье это царство на земле? Божие, – царство благодати – царство Божие; царство гражданское – временное, как и законы временные, так и люди временные, но царство благодати царство Христово пребудет до скончания веков. Не на земле награда царям за их службу, – люди не могут вознаградить их; награда их от Бога ожидает на небе вечная. Мы подчинены Царю и Его законам, а цари покорны Богу и Его законам. Все, в чем мы нуждаемся – они нам дают; а мы за то должны покоряться власти их безусловно, и всеми мерами стараться исполнять их законы, и непрестанно за них молиться. В других государствах бедствуют люди или от лености царей, или от неразумных их законов, или от общественных беспорядков, или от нашествия неприятелей; а мы, благодарение Богу – живем – и ничего этого не знаем; живем на земле, как в раю. Вот почему мы и утром и вечером должны молить Бога за Царя нашего, за Его дом и за всех начальников; мы благополучны, благодарение Богу, и благополучны потому, что об нас Царь печется, и старается нас сделать счастливыми. Давно ли Он освободил 23 миллиона крестьян от рабства помещичьего? Давно ли уничтожил телесное наказание? Давно ли даровал равные права всем – и господину и рабу? Давно ли ввел гласность в суде, чтоб все громко говорили, что думают и делают? Не Он ли первый захотел, чтоб все были люди просвещенные науками, чтоб вывести это пьянство, распутство, буйство, убийство, срамословие и другие пороки? Сколько добра нам принесли эти пароходы, железные дороги, телеграфы и другие мудрые заведения? А все это Бог, а все это Царь сделал при помощи Божией; ибо без Бога ничего доброго не сделаешь. Царь наш не воюет с другими царями и царствами, – Он своим домашним делом занимается; – „пусть, другие себе воюют, пусть сражаются; а нам надобно домашние порядки вводить, пороки искоренять, до нужды людей не доводить, города устроят, каждого подданного стараться сделать благополучным и добрым“.

О! молитесь братие и сестры, – молитесь усердно за Благочестивейшего Царя, за Супругу Его, за Наследника и за весь Царствующий Дом. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle