Источник

63. В неделю 10-ю по Пятидесятнице

Душе немый и глухий! Аз ти повелеваю изыди из него и ктому не вниди.

Мк.9:25; Мф.17:18

Премилосердый Господь, по прошению некоторого человека, изгнал из его сына немого и глухого беса – такого лютого, который бросал его в огонь и в воду, и особенно в новолуние мучил его до крайнего расслабления, Благодарение Богу, – так явно и жестоко мучимых, мы редко встречаем ныне между христианами; но тайно мучимых бесами есть бесчисленное множество; ибо всякий грех, который мучит человека, – есть явное доказательство присутствия беса в грешном человеке: человек согрешающий, например – блудом, пьянством, хищением, гордостью и другими грехами – бледнеет, краснеет, чувствует страх, мучение совести, окаменение сердца, – а пьяницы даже видят очами нападающих на них бесов. Тем человеком, который никак не может отстать от греха – диавол окончательно владеет и всеми действиями его управляет. Спросите: кто тянет пьяницу в питейный дом? Бес. Кто блудника влечет на блуд? Бес. Кто заставляет сребролюбца обирать ближнего аршином, мерою и весами? Бес. И гордость он внушает, и зависть, и влагает в уста брань, сквернословие, осуждение; так, отцы святые говорят, – что где только есть грех, там есть сам диавол; там он действует, там он присутствует, там он прислуживается. Для чего? Чтобы погубить человека, не дать времени покаяться, одуматься, исправиться, очиститься, обратиться на путь спасения.

Святые апостолы не могли изгнать того глухонемого беса, – по маловерию, как сказал Господь, и что подобные бесы изгоняются только молитвою и постом. О! сколь бессильны мы – ученики апостольские в изгнании из человеков всех нечистых духов, – и потому, что у нас слабая вера, – и потому, что мало постимся, мало Богу молимся, – и потому, что слишком много бесноватых, мучимых бесовскими страстями. Страшно подумать, – однако, истинно то, что всякий грех от диавола есть79, как сказал Господь. Всякий грех – и пьянство, и распутство, и гордость, и хищение и всякие грехи. Бедные мы! несчастные мы христиане, потому особенно, что мы – христиане, что нас омыл Господь от нечистот греховных водами крещения, оградил в миропомазании печатями Духа Святого; очищает покаянием, врачует телом и кровью Своею. – Ах! как мы несчастны, что не исповедуемся после каждого греха, что терпим в себе грехи, что не отстаем от грешных привычек, – любим дела диавольские. Что делать? При всем долготерпении Божием – Бог, наконец, решается наказать нас; но я одного особенно тяжкого наказания страшусь: смерти нечаянной – скоропостижной. В прежние времена, чрез десять лет, посещала нас болезнь – холера, болезнь самая опасная; а теперь почти чрез год; давно ли она была в нашем городе? И вот опять начинает появляться. Эта болезнь, в столичных городах не выводится. Страшное дело! Отнимает голос, не дает пересказать пред духовником все грехи, и препятствует приобщиться животворящему Таинству. Говеть нужно, пока еще не усилилась сия болезнь; – недалеко и святой пост, но допустит ли нас Господь дожить до него? Как оплакать нам все грехи наши? Как искупить себя добрыми делами? Как омыть все грехи слезами покаяния? Господь наказывает нас, но щадит, если только видит кающихся. Покаемся же, братие и сестры, пока болезнь не постигла, пока смерть не сомкнула уста; но при этом надлежало бы нам закрыть все притоны пьянства, разврата и запретить ночные гульбища.

Боже! пощади нас и помилуй. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle