Источник

58. В неделю девятую по Пятидесятнице

Когождо дело, яковоже есть, огнь искушает.

1Кор.3:13

Итак, по словам св. Апостола Павла, настанет день, в который Бог раскроет все наши дела; разберет, что в нашей душе есть хорошего, и что худого; что доброго и что грешного. Теперь все закрыто: мы не знаем друг друга, потому что скрываем пред ближними нашими наши мысли; ибо часто одно говорим, а другое думаем. Скрываем свои чувствования и желания; ибо часто показываем любовь к тому, к кому питаем ненависть и негодование. Скрываем дела свои, – ведем себя пред человеками благоразумно; а в ночное время, в местах сокровенных действуем по влиянию наших страстей; но в тот день, в день суда Божия, о котором говорит Апостол – как золото и серебро очищается огнем; так все мысли, тайные желания, и все наши дела огнем гнева Божия будут испытываться, перечищаться. Чистое серебро и золото, и настоящие драгоценные камни – против самого упорного и сильного огня держатся, не перегорают; а простые камни, трости, солома, сено тотчас перегорают и обращаются в копоть, в дым, в золу. Так разберутся, будут поверяться Богом все дела наши, все наши праздники, наши посты, наши молитвы, наши милостыни; наши слова, дела, мысли, чувствования – и все, что мы подумали, почувствовали, сказали, сделали. – Все это будет проверено, пересмотрено – и что тогда останется, что устоит против огня правды Божией. Может быть, все добрые дела наши тогда окажутся ложными, фальшивыми, лицемерными, нечистыми, грешными? Иной теперь и в церкви бывает, и молится, и свечи ставит пред святыми иконами, а на сердце у него лежит негодование на ближнего, в мысли питает злобу на брата, в душе живут прелюбодейные страсти; на торжище и в делах с ближними он не пропускает случая обмануть, обобрать ближнего. Иной и постную пищу вкушает, – хотя постная его пища лучше скоромной приготовленная, – но мысли у него всегда нечистые, зубы для угрызения ближнего острые, язык его опаляет брата, как огнем. Иной и милостыню дает, – но дает мало, при множестве своих грехов; дает скупо, тогда, когда на роскошь и пищу страстей своих – щедр и расточителен; – огнь все это очистит. Иной, по-видимому, тих и мирен с ближними, но при случае – не преминет уязвить брата, обидеть его, побить его, – если видит, что он слабее его силами. Сколько между нами таких, которые только имя христианина на себе носят; но, ни святого Евангелия не читают, ни совести своей исповедно не очищают, ни постом страстей не укрощают; для одного корыстолюбия живут, для роскоши, для удовольствий мира, – но скудную имеют веру; не имеют смирения истинно христианского, не обуздывают страстей, не предпринимают никаких подвигов христианских; живут не для Бога и ближних; а для себя только живут, себе угождают, себя только считают и разумными, и добрыми, и благочестивыми; – дела всех таковых рассмотрит и поверит Сам Бог, очистит Его всесожигающий огонь. Многие надеются на свое здоровье – и неумеренно живут – невоздержны ни в пище, ни в питии, ни в своих страстях; в делах благочестия ленивы, нерадивы; в обращении с ближними обидчивы; в страстях неукротимы, в жизни настоящие язычники: живут по плоти, а не по духу; по естеству, а не по благодати, по повелению врага, а не по заповедям Божиим; по обычаям мира, а не по Евангелию; подражают во всем людям, а не Богу; живут по нраву и примеру грешных людей, а не святых Божиих человеков; по моде, а не по духу учения Христова, – все дела таковых разберутся, рассмотрятся, будут поверены, будут очищены огнем. Теперь человек иной и не думает о том, что он есть храм Духа Святого, что в нем или живет Бог, или, быть может, в нем живет злой дух, да еще не один; если в душе царствуют грехи – гордость, скупость, блуд, клевета, осуждение ближнего, гнев, недоброжелательство и другие грехи. О! на суде Божием все это освещено будет, рассмотрено, поверено, переиспытано и пережжено огнем; ибо Бог сказал чрез пророка: изыщу Иерусалим со светильником (Соф.2:12). Все в Иерусалиме выгляжу, высмотрю, открою, освещу – и строго накажу. Подумайте об этом, христиане, братие, – очистите себя прежде времени покаянием, молитвами и слезами.

Господи! вразуми нас и помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle