59. В неделю 9-ю по Пятидесятнице
Видя ветр крепок (Петр), убояся, и начен утопати.
Удивительное дело, – как скоро человек может потерять веру! Доколе Апостол Петр шел по волнам ко Христу, дотоле вера его была крепка, ноги не погружались в воду; как только он от Христа обратил внимание на силу ветра – тотчас стал утопать. Мало ли мы видим примеров в жизни? Пока человек ходит постоянно и неопустительно в церковь Божию, и в доме в свое время молится Богу, и памятует о Боге, и имеет Его в своем сердце, – дотоле и в доме ведется порядок, и в душе имеет мир и спокойствие; как только стал сокращать свою молитву, стал забывать о беседе с Богом, перестал ходить в церковь; начал пить, завел дружбу с беспутными товарищами – смотришь: и в трудах неуспех, и в делах пошла неудача, и обстоятельства жизни неблагоприятны; от продолжительной – нетрезвой жизни – вера совершенно оскудевает, Бога забывает, грехи умножаются, болезни посещают; смотришь – бросился на такие грехи, которые приводят, наконец, человека в отчаяние. Хорошо, что от Петра недалеко был Христос Господь, что голос Спасителя и рука помощи готова была простереться к нему для спасения; не сомневаемся, что и близ нас Христос присутствует, особенно, когда мы бываем в опасности, в скорби, в несчастии, среди житейских треволнений, и стоит только воззвать: „Господи! спаси мя – погибаю!» и тотчас Господь прострет к тебе руку помощи. А то иной, вместо того, чтобы призвать Господа на помощь, он лихословит, и лукавого имя повторяет, говоря: нечистый побери, что это – во всем мне неудача. Чрез это Господь отступает от человека, а диавол приступает, лихие мысли внушает, ум омрачает и ведет человека, наконец, к отчаянию. А в таком разе иной, предавшись пьянству, или ближнего убивает, или посягает на свою собственную жизнь. Не лучше ли бы человеку обратиться ко Христу? Не лучше ли предаться покаянию, смирению, строгому посту, продолжительным молитвам и вопиять ко Господу день и ночь: „Господи! спаси мя, погибаю? Господи! прежде даже не погибну, спаси мя!“ Горе тому человеку, который при несчастных обстоятельствах жизни – не отрезвляется, не обращается к Богу, не смиряется, не предается покаянию; но бросается на пьянство и предается отчаянию. Человек пьяный и отчаянный сам не свой, но диаволу принадлежит; он с ним делает что хочет: пьяный, скорее всего, приближается к отчаянию, – в таком разе он не видит, ни Бога, ни своей погибели. Св. Апостол Петр только усомнился, и чуть было не утоп; а грешник нераскаянный – особенно пьяница – теряет всякую веру. Блажен тот человек, который во всю свою жизнь не пьет ничего хмельного; заразительно это зло: понемногу человек начинает пить, – но скоро получает привычку пить много – и опасность с каждым днем увеличивается. Много бурь и несчастий встречается в жизни, но все они не опасны для человека благочестивого и набожного; а для того, кто не молится Богу, не ходит в церковь – малейшее обстоятельство в жизни – небольшой ветр – приводит к страху, лишает надежды на Бога, приводить в отчаяние.
Господи! не попусти нам впасть в маловерие, – поддерживай нас в минуты страха и смущения. Аминь.