Источник

57. В неделю 8-ю по Пятидесятнице

Виде Иисус мног народ, милосердова о них.

Мф. 14:14

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты всегда милосерд к человекам, – и прежде являл Свое Божеское милосердие, когда жил на земле, и теперь милосердуешь о нас несчастных, когда Ты пребываешь на небе; – вот мы так немилосерды – ни к Тебе, Господи, ни к ближним нашим, ни даже к самим себе: виде Иисус мног народ, милосердова о них.

В нынешнем Евангелии написано, что Господь увидел около себя множество народа, именно – пять тысяч душ, кроме жен и детей, исцелил всех их больных, и напитал их пятью хлебами и двумя рыбами. А теперь разве не Он питает народы всей вселенной? Кто украшает эти поля золотистыми колосьями: пшеницею, рожью и другими питательными растениями? Кто покрывает деревья плодами разными? Кто наполняет воздух птицами, и воду рыбами? Его всемогущая и щедродательная рука, Его премилосердая утроба. Кто хранит нас от разных болезней и напрасной смерти? Его любвеобильное сердце. Вот мы так поистине немилосерды к Нему; если вопреки Его святой воле, в противность всех Его заповедей – служим не Ему, а миру; не Ему, а страстям, работаем угодное не Ему, а одному диаволу. Его же ежедневно распинаем своими грехами: в праздники работаем, торгуем; посты презираем, грехов не оставляем; предаемся пьянству, разврату и всякого рода грехам; тогда когда Он за грехи наши страдал, был распят и теперь распинается, принося Себя ежедневно в жертву Богу – Отцу. Нет! мы немилосерды к Нему, и потому самому немилосерды и к ближним. Видя в рубище Его меньших братий, в болезни, в убожестве, в лишении, в скудости; мы сами все пожираем, и руки и сердца сжигаем, и взоры от убожества отвращаем. Бог для того и дает богатство богатым, чтобы они не расточали дары Его на сии Вавилонские палаты, на театры, на балы, на маскарады, на роскошные столы, на дорогие вина, на чудовищные наряды своих богинь – жен; на пищу пьянства, роскоши и разврата; но питали бы, и одевали и врачевали меньших братьев, созданных по тому же образу Божию и подобию, для того же вечно блаженного рая. По-видимому, ныне совершенно иссякла любовь в сердцах человеческих, – копейку бросаешь, как псу – тому безобразному нищему, этому жителю рая; да попадешь ли ты туда, куда относится ангелами убогий Лазарь? Тому, который ненавидит брата, – прямо путь лежит ко вратам ада, – где тебе и капли воды не дадут для утушения адской жажды, которой ты никогда в жизни не испытывал, – той жажды, которую испытал один евангельский богач. О! трудно, весьма трудно богачу войти в царствие Божие! О! легко, очень легко ему попасть в ад. Да что говорить? Если вы богачи сами к себе немилосерды; то можете ли вы быть милосерды к ближним и – к самому Господу? Что все богачи немилосерды к самим себе, – это легко мы усматриваем из того, что они более жестоки сами к себе, нежели даже разбойники; ибо разбойники убивают тело твое, а ты душу свою убиваешь – своими руками убиваешь. Кто имеет смертный грех и в том грехе умирает, тот самоубийца души своей; пьяница самоубийца, блудник самоубийца, сластолюбец самоубийца; сребролюбец или идолопоклонник самоубийца, гордец самоубийца; завистник, клеветник, ругатель, – если они себя не очистят в настоящей жизни покаянием от сих смертных грехов; то они и умирают и судимы будут наравне с самоубийцами, – так Дух Святой сказал: не исцеляяй себе в своих делех, брат есть погубляющему себе75. А быть самоубийцею – нет ничего ужаснее, ибо ни святая Церковь, ни все святые, ни Сам Бог не могут избавить его от ада; ибо самоубийца отвергает Евангелие, отвергает молитвы церкви, отвергает благодать Божию, помощь Божию, и сам лишает себя жизни – жизни души; ибо грешник душу свою убивает. Что ж ты, бедняк, ищешь милосердия у того, кто сам к себе немилосерд, – ищешь у богача – нераскаянного грешника, для идола которого и бедняки работают в праздники, и торгуют, и сами на свою душу гнев Божий подвигают.

Боже! Боже! отверзи очи и сердца этих самоубийц, по Своему бесконечному милосердию. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle