Источник

53. В день св. чудотворцев и бессребренников Космы и Дамиана

Когда заболеет у тебя голова, или рука, или другая какая часть тела, то ты тотчас бежишь к лекарю, и если кто скажет хоть в шутку, что твоя болезнь опасна, – Боже мой! тогда ты покоя не даешь ни себе ни другим, – ко всем врачам бегаешь, всех знахарей призываешь на помощь, и не щадишь ни денег, ни состояния, ни сил, пока не увидишь, что болезнь твоя не опасна, и пока не станешь выздоравливать; а если душа твоя больна до того, что ты сам видишь, что ты погибаешь во грехе, что ты не можешь развязаться с ним, что грех воцарился в твоей душе, в твоем уме, в твоей совести, – ты и не заботишься об уврачевании бедной души твоей. Отчего это? Или оттого, что ты не видишь, не сознаешь, не чувствуешь своей душевной болезни, – или видишь и сознаешь, – но думаешь, что эта болезнь не так опасна, что она сама собою пройдет, что ты когда-нибудь исправишься. Так думает пьяница, и тогда, когда только приучается к пьянству, и даже тогда, когда уже пьет запоем; так думает и развратник, так помышляет и клеветник, и тать, и честолюбец, и завистник, и другие грешники. Между тем беспечность к душевной болезни самое опасное дело. Ибо, если ты заражен грехом – ты непременно заболеешь телом, и притом тогда, когда ты не чаял и не думал. Не забудем и того, что врачи душевные и врачуют и врачество дают без денег. Стоит только прибегнуть к ним со слезами и с усердием. Главный врач, Христос Господь, ходатаи пред Ним святые апостолы, мученики и безмездные врачи Косма и Дамиан и все святые, твой ангел и другие. Сколько ни случается нам быть при одрах болезни – всегда усматриваешь, что заболевают чаще те, которые или много лет не говели, или редко говеют. Зачем грех держать тебе на совести? Беги ко Христу, прибегни ко святым, перескажи грехи священнику, и они как прах разлетятся, как дым исчезнут. Ты говоришь: „трудно мне знать – болен ли я душою, или нет“? Какой же в этом труд? Испытай себя, поразмысли, подумай: бываешь ты пьян – значит ты грешен и болен душою; обманываешь людей в торговле – значит ты болен душою; впал в блуд, – значит ты болен душою; гневаешься, осуждаешь, лжешь и другие грехи делаешь, которые тревожат твою совесть, – будь уверен, что ты болен душою, ты носишь в себе грех, значит, ты носишь в душе болезнь. Никогда ты не забывай того, что диавол за одну гордость потерял небо; Адам и Ева за одно вкушение запрещенного плода, в противность воле Божией – согрешили и потеряли рай. А ты за такое множество грехов не потеряешь ли рай – да не земной, но небесный? Не побивали ли евреи камнями того, кто хотя одну заповедь Божию нарушил? А ты все нарушаешь, тогда когда и один грех убивает душу. А ты один ли имеешь грех? Одну ли заповедь Божию нарушил? Значит – тьмам смертей подлежишь, а не одной смерти.

Христианство еще большей требует от нас чистоты и святости, нежели какая требовалась в ветхом завете. Там осуждалось явное прелюбодеяние; а в новом завете Господь даже воззрение на жену с похотствованием осуждает, называя прелюбодеянием. Там осуждалось воровство, а Евангелие запрещает и осуждает даже желание чужой вещи. Там убийство тела было наказываемо смертью; а здесь, по словам апостола, даже обидное слово считается убийством. Что и говорить. В христианстве даже неумышленный грех делает виновным человека пред Богом, потому что каждый христианин должен быть свят и праведен. Подумай же христианин: свят ли ты и праведен? Нет ли у тебя какого-либо греха на совести? Отчего же ты не заботишься об уврачевании души твоей от всякого греха? Знаешь ли ты, что в первые времена христианства все явные грешники изгоняемы были из общества, лишаемы права вхождения в церковь – и стояли на паперти храма от 15 до 25 лет и более – до полного и совершенного покаяния и исправления жизни; а теперь – кто заставит грешника плакать, припадать, каяться и долу лежать за прагом церкви? Но неужели теперь суд церкви и суд самого Христа потерял всю свою силу над нынешними грешниками? Не один ли и тот же Бог был тогда и, теперь? Не одна ли вера? Не одни ли таинства? Не одно ли и то же Евангелие? Не одни ли и те же постановления соборные? Все одно и тоже, да христиане не те люди; стали слабы и немощны, которые не дорожат вечным своим спасением. Святые безсребренники и чудотворцы Косма и Дамиане, молите Бога о нас грешных! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle