54. О дерзновении грешников
Человек, коему будет на нем бесславие и порок, да не приступит приносити дары Господу.
Мы все ходим в церковь, приносим Богу жертву: то душевную – наши молитвословия, наши молитвы и песнопения, то жертвы видимые, телесные, чувственные – свечи, ладан, елей; а кто и лепты подает на нужды церкви всякого рода. Но вышесказанными словами Дух Святой ясно говорит, что если человек чувствует на совести своей грех, или явно грешит – не должен приносить Богу дары, не должен приступать к Богу с приношениями своими. Думаю – так и следует: прежде всего, очисть свою совесть пред духовником, прежде перестань грешить – и тогда приступай к Богу с приношениями и жертвами, и Господь верно услышит молитву твою и примет твои приношения, дары и жертвы. В самом деле: если мы стыдимся явиться пред лицо незнакомого человека, особенно пред лицо знатное, пред взоры какого-либо нашего благодетеля, или пред лицо самого царя, – мы и боимся и стыдимся явиться в старой, изношенной и особенно в разодранной одежде, и с запачканным лицом; то скажите: как у некоторых из нас достает смелости, дерзости и бесстыдства – являться во храм Божий, пред лицо Божие – с совестью нечистою, обремененною грехами, с умом мрачным, сердцем исполненным похотей всякого рода? Как является пред лицо Бога, ангелов и святых, лежащий много лет в блате пьянства, распутства, имеющий на совести камень сребролюбия, зависти, гнева, хищения, осуждения и клеветы? Как приходит сюда, и ставит свечу пред иконою Царицы Небесной тот, кто на днях был пьян и ругатель и буян? Как является сюда бесстыдная развратница, которая и Богу и людям известна своими грехами? Является с неочищенною или пуще – с сожженною совестью – без страха, без слез, без воздыханий, – идет наравне с благочестивыми христианами пред самое святилище, лобызает святой образ Божий, Царицы Небесной и святых, – без сознания своей греховности, без мысли о том, что она недостойна и до дверей святого храма подходить; но там – на паперти должна бы стоять, припадать и умолять входящих во храм христиан, чтобы они молились за нее и умилостивляли Господа о ее тяжких грехах. И что ж. Неужели ты, грешник, думаешь, что, оставаясь во грехе – ты можешь умилостивить Господа? Никогда, – дотоле, пока не отстанешь от своего греха и беззакония, пока ее перестанешь развратничать, пьянствовать, осуждать и обирать ближних, гордиться, завидовать, гневаться, лгать, безобразничать. И неужели ты думаешь, что Бога обмануть можешь? Бог всеведущ – знает сердца человеков. Он не только не принимает твоей жертвы, но еще более гневается на тебя за твое дерзновение: вчера валялась во грехе, а сегодня явилась к Богу; вчера в корчемнице, а сегодня в святой церкви; вчера иной быть может, ругал устами ближнего, а сегодня читает молитву, пришел, говорит с Богом; вчера простирал руки на грех, а сегодня к Богу их простирает. Слышишь ли, что говорит Дух Святой? Человек, коему будет на нем бесславие и порок, да не приступит приносити дар Господу. Мало сего, – и благочестивым людям под страшною угрозою Бог запрещает даже подходить к дому грешников, касаться их вещей, говорить с ними, если они не отстают от своих грехов и позора: отступите от кущ человек жестокосердых сих, и не прикоснитесь ко всем, елика суть им, да не погибнете купно во гресе их74. Разумеете ли слова Духа Святого? Кто из благочестивых имеет общение с грешниками, касается их вещей, говорит с ними, вкушает от них пищу, тот делается причастником их греха и гнева Божия и наказывается наравне с ними смертью; а вы, пьяниц и распутных допускаете в свои дома, ведете с ними хлеб соль, боитесь напомянуть им об их грехе, и чрез то сами навлекаете на себя гнев Божий. Гоните грешника, обличайте, укоряйте, вразумляйте, но не покрывайте; бойтесь гнева Божия, Который поразит нераскаянных и вас – их сообщников.
Господи! вразуми грешников и обрати их к покаянию. Аминь.
* * *