186. Во святой Великий Понедельник
После утрени
Благодарение Богу – святая Четыредесятница прошла, или великий пост. Как же она прошла? Кто постился по правилам церкви, – а кто провел в невоздержании; кто достойно отговелся, а кто нет, – это один Господь знает. Теперь наступают страшные дни страстей Господних, – и если в пост дозволялось вкушение пищи только однажды в день, то в эти дни полагается одно сухоядение. – Если предписывалось в пост ходить в церковь; то теперь постоянно нужно пребывать в церкви. Если мы позволяли себе в пост мало говорить; то теперь следует пребывать в молчании. Теперь никаких книг не дозволяется читать, кроме святого Евангелия. Искупитель мира – возлюбленный наш Жених – в эти дни учредил тайную вечерю, умыл ноги своим ученикам, продан Иудою, был водим от судии к судье, днем и ночью, был поруган, был бичуем, оплеван, страдал и умер на кресте. – За кого? – За наши грехи. И неужели ты, христианин, эти краткие дни не посвятишь богомыслию, делам благочестия и милосердия? Что тебе делать в эти дни, как не ходить в церковь, и говеть; зайти к братьям Христовым в больницу, в темницу; накормить голодного, утешить прискорбного, подать милостыню всякому бедняку, особенно тому, кто стыдится руку протянуть? И неужели мы, не успев отговеться, омыть грехи свои – бросимся в эти святые дни на работу, или станем думать об одном чреве, – чем бы оное в праздник насытить, напоить? Пасха наша есть Христос, – так ты подумай о том: не спасительнее ли было бы тебе причаститься на Светлое Воскресение? А ты думаешь, что святая церковь восхваляет в песнях своих ту пасху, которую ты готовишь на дому. – Ошибаешься, – наша пасха есть Христос185, сказал Апостол. Так ты ту пасху старайся вкушать – Тело Христово, пить Кровь Христову, – ту пасху, которая делает тебя святым, которая отверзает для тебя двери рая, которая доставляет тебе бессмертие и вечное блаженство. Вот какую пасху ты, как можно чаще, вкушай, и церковь тебе в этом никогда не откажет. Правда, что святая церковь освящает и хлебную пасху, потому, что ты состоишь не только из души, но и из тела. Разрешает на все, но запрещает навсегда объядение, сластолюбие и пьянство. Поэтому, – мы должны и пасху праздновать духовно, а не телесно, по-христиански, а не по-иудейски. Давно ли ты смирил постом и говением свои страсти, а с праздником неужели намерен опять оживить врагов твоих – страсти твои? Апостол говорит: празднуйте не в квасе ветсе, но в безквасии чистоты и истины186. Ветхий квас – наши грехи, безквасие – святость, благочестие, чистота души, совести, сердца. – Но праздники впереди, – и вы постарайтесь провести достойно и свято страшные дни страданий Христовых.
Господи! Ты пострадал за нас, – сохрани нас и защити от соблазнов и искушений мира, – мы сердцем и мыслью будем стоять при Твоем Кресте. Помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Аминь.
* * *