185. В Вербное Воскресенье
Лазаря возгласи от гроба и воскреси его от мертвых: cего ради и срете Его народ, яко слыша Его сие сотворша знамение.
Видите, что побудило народ еврейский так торжественно встретить и с вайями сопровождать Господа в Иерусалим: не любовь к Господу, не глубокое уважение к Царю иудейскому, не признание Его Божества; а просто чудо, которое Он совершил над Лазарем, воскресив его. Я бы желал спросить вас, христиане: что вас побудило ныне предносить ветви; неужели потому только, что святая церковь подражает в сем случае иудеям? Да, церковь удержала это многознаменательное обыкновение, как потому, что оно означает победу Света – Христа над царством тьмы; так означает и победу нашу над самим собою; ибо мы постом, молитвою и говением – очистили свои грехи, победили страсти, воспротивились диаволу, и теперь, торжествуя над своими врагами победу, мы сим предвозвещаем, что мы никогда не расстанемся с главным оружием нашей победы – со крестом; а, взявши его, пойдем с ним по стопам Господа.
Но вам остается теперь всеусердно молить Господа, по примеру Марфы и Марии, чтобы воскресил Господь и наших Лазарей – мертвых душою, братий наших, которые не хотят и доселе расстаться с пеленами своих грехов, не захотели говеть вовсе, дабы преспокойно предаваться пьянству или разврату, или говели, но не захотели отказаться от любимых грехов, и давно лежат в гробах своих похотений, и уже смердят, разливают развратную вокруг себя молву и соблазны, и худые примеры, и уже не четверодневные это мертвецы, а от многих лет лежат они во гробах своих похотений и тяжкий камень лежит на пещере их сердец, так что они не могут подняться, не могут выйти из своих гробов, как бы связанные по рукам и ногам. Скажите: кто оплачет их безумие? Господь плакал над другом Лазарем; и, повинуясь слову всемогущего Бога – ад потрясся и возвратил сего мертвеца. Боже! каких слез достойны нераскаянные грешники нашего прихода? Кто их оплачет? Кто их воскресит? Где взять слез и слов для убеждения, чтобы они оставили пути беззаконные и возвратились на путь спасения. Они не имеют друзей, кроме бесов, жилища своего, кроме глубокой ночи ада, ни защиты от Бога, кроме гнева Божия.
Сотворение человека – это великое дело Божие, но не столь же ли важно и дело – обратить грешника на путь спасения: вразумить его, устыдить его, привести в чувство раскаяния. Плакал Господь над Иерусалимом, – ей, оплакивает он и наш город, особенно наш приход, предавшийся глубокому разврату. Но спросите: надолго ли грешник грешит? До первой холеры, или до первой казни Божией. Не пощадит Господь гору сию – нет – но потрясет Он некогда ее основание, двинет Он отсюда светильник Свой и сию святую церковь переведет на другое место; а вам нераскаянным скажет то, что сказал иудеям, смотря на их город: се, оставляется дом ваш пуст183; – одни убогие и нищие и сироты – томимые голодом и холодом – останутся тут, и мерзость запустения водворится на месте святе, или по движении гнева Божия не останется здесь камня на камне184.
Господи! хоть нас, прославляющих Твое Святое имя, прежде даже не погибнем до конца вместе с развратными – спаси нас и помилуй нас. Аминь.
* * *