Источник

184. В Вербное Воскресенье

Хвалят до небес и много превозносят того царя и военачальника, который одерживает победу над каким-либо городом, или над каким-либо народом; но что значит такая победа в сравнении с тою победою, которую человек одерживает над самим собою, над своими страстями, над соблазнами мира, над диаволом, над смертью и адом? А сию победу означают эти ветви, которые мы сегодня предносили, – победу знаменуют, говорю, которую мы при помощи поста, молитвы, говения и исповеди и святого причастия – одержали над душевными врагами нашими. Но мы делаем только начало нашей победы, наш первый подвиг над страстями, над соблазнами мира, посредством поста и молитвы, а последнее – победу над смертью, над адом довершает, одерживает Сам Господь наш Иисус Христос.

Спросите: не для того ли Он воскресил четверодневного Лазаря, чтобы всем нам показать, что Он главный победитель смерти и ада? И на войне обыкновенной, честь победы над сильнейшим врагом предоставляется самому военачальнику; а наш военачальник Христос Господь. И вот Он исторг из челюстей смерти тело, а из утробы ада душу Лазаря, тогда, – когда тело уже предалось тлению, когда душа была во глубине ада – и вечная ночь покрывала своим мраком душу Лазареву; но всемогущее слово: „Лазаре, гряди вон!“ заставило смерть возвратить тело в целости, и ад с ужасом возвратил свою верную добычу – душу его; и вострепетали вратницы адовы, и сотряслись основания земли, и восплакалась геенна, и возрыдал диавол – но повиновался Творцу и возвратил душу друга Христова – Лазаря. Но Господь, воскресив Лазаря, потом Сам силою Своего Божества воскрес, – и все же для того, дабы нас уверить, что Он имеет власть над смертью и адом. В последнем случае, когда смерть и ад увидали в своем темном царстве владыку ада и смерти; то со страху отпустили всех своих узников, – и многие из них убежали из ада, даже многие восстали из гробов – и явились живущим на земле. Веруешь ли ты, христианин, что смерть и ад потеряли над тобою власть? Потеряли и потеряют; если ты изгонишь из души и тела своего все грехи – все до единого. Ибо спроси опять себя; не для того ли ты говел? не для того ли соединился со Христом? Главное – во всю твою жизнь имей в памяти грехи свои: согрешил – поспешай к духовнику; сказал ты ему свой грех, или лучше Самому Христу – и грех твой теряет свою силу. Умереть в грехе страшно; ибо он раскрывает пред грешником пасть смерти и низводит во ад. Говорим, что победа над самим собою, над своими страстями и над соблазнами мира – есть самая величайшая победа; потому что она отворяет человеку двери рая, дает человеку место между святыми и ангелами. Но тот, кто не говеет, кто держится греха, служит диаволу, предается отчаянию, упорствует против благодати Духа Святого: тот не достоин и в руки брать знамение победы, – брать в руки сии ветви, значит брать в руки крест Христов. Тот только, кто распинает себя со страстьми и похотьми, тот только идет по стопам Господа, тот только достойно несет крест Христов: Иже хощет по Мне идти да отвержется себе и возмет крест – Христов и по Мне грядет182, сказал Господь. Воскресил Господь Лазаря – веруйте христиане, что и нас воскресит, когда мы умрем; воскрес Он Сам силою Божества, – легче же Ему будет нас поднять из гробов; только сохраним себя от всякого греха душевного и телесного. Воскресивый из мертвых, Господи, Лазаря – воскреси и нас в последний день. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle