183. В Вербное Воскресенье
Кого вы встречаете? Кого сопровождаете так торжественно? Не царя ли какого? Так встречали и провождали царей на востоке, держа в руках оливковые ветви; а вы кого встречаете? Христа Спасителя – Царя небесного, Который некогда входил торжественно в Иерусалим, сопровождаемый святыми апостолами. Где ж теперь этот Иерусалим? Сказать бы на земле? Так в земном Иерусалиме магометане теперь царствуют. Сказать на небе – так как Христос Сам вошел во святая святых, сопутствуемый св. ангелами дори-носима-чинми – для принесения Богу-Отцу жертвы за грехи всего мира. Но не Сам ли Христос сказал пред вознесением Своим святым апостолам: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века179. Где с вами – на земле или на небе? – И на земле, пока были апостолы на земле, – и на небе, когда перешли на небо; потому что небесное и земное царство Отец небесный воедино совокупил, средостение вражды между небом и землею, между Богом и грешниками – разрушил, и все покорил под нозе Сына Своего возлюбленного, Господа нашего Иисуса Христа. Значит – Ему принадлежит и небесное и земное царство, и царство славы, и царство благодати, и люди и ангелы, и праведники, которых Он любит, и грешники, которых Он милует, если они истинно, полно и совершенно покаются, и навсегда отстанут от грехов. Итак, если Сын Божий торжественно входит, как в небесный, так и в земной Иерусалим, – то где он – где этот Иерусалим? – В сердце нашем, – в сердце, – вот где рай, где царство Сына Божия, царство благодати, царство небесное: потому-то и св. апостол сказал: царство небесное внутрь вас есть180, – здесь, в этом раю, и дом Божий, храм Божий, место свято: вы есте храм Духа Святого181, – сказал тот же Апостол. Что ж, если в это место, в этот храм, в этот рай диавол внесет грех, а чрез грех смерть? Что если этот храм обратить в вертеп разбойников – в мерзость запустения страстей человеческих? Что может быть ужаснее, как если диавол воцарится в сердце человека? И вы, которые очищали грехи исповедью, которые с такою радостью принимали внутрь себя Царя славы – вкушали тело и плоть Христову, и которые радуетесь, что Царь славы посетил вертеп вашего сердца, – что, говорю, если с наступлением праздников – или даже в эти страшные дни страданий Христовых – вы воздвигнете в своем сердечном Иерусалиме крест – не для того, чтобы распять себя со страстьми и похотьми; но приметесь опять распинать Царя славы: кто гордостью станет облекать Его в терновый венец; – кто преступною любовью и развратом, как бы копием прободать Его сердце; кто аршином и весами, обманами и хищением у ближних – станет опять пригвождать руки Его ко кресту; кто, упиваясь, станет напоевать Его Самого оцтом с желчью смешанным; кто станет опять ходить на путь нечестивых, и тем пречистые ноги Его прободать; – что будет тогда с раем вашим сердечным, с храмом Духа Святого, с местом покоища Божия, с этим сердцем – с сердцем, в котором теперь рай, небо, престол Божий, источник земного и небесного блаженства? – Боже, Боже! все человек может из себя сделать, по своей собственной воле – и небо и землю, и храм Духа Святого, и храм сатаны; и рай и ад, и ангела и диавола, и вечное блаженство может стяжать и вечную погибель! О, братие, христиане! не воздвигайте же вы креста для Господа и Христа Его; воздвигайте лучше для самих себя крест – в вашем сердце, распните лучше себя со страстьми и похотьми, – пойдите в убогую хижину и напитайте голодного, согрейте холодного, побывайте в больнице, посетите Христа в темнице, поплачьте с плачущими, – и вы тогда истинно восторжествуете над своею плотью, миром и диаволом, возвратите себе потерянный рай и надежду на вечное блаженство.
Воскресни Господи в сердце нашем; воскреси и мертвенные души наши для бессмертия и вечного нашего блаженства. Аминь.
* * *