187. Во Святой Великий Понедельник
После обедни
В последние дни сии пред своими страданиями Господь постоянно был во храме и учил народ. Как человек, который, в ожидании своей смерти, делает завещание и последнее свое распоряжение насчет жены своей, детей своих, дома своего, имущества своего; так Господь – частью прикровенно и в притчах, а частью откровенно и ясно в простых словах – или поучал народ, или обличал фарисеев. Притчи Его о винограднике, о талантах, – о пире царем данном, о десяти девах и прочее – столько многознаменательны, решение некоторых вопросов, предложенных иудеями – столько достопримечательно, – предсказание о разрушении Иерусалима и о втором пришествии – столько важно, что не читать христианину обо всем этом, и не слушать, и не знать, есть величайшая потеря для души; потому что это учение, эти притчи, эти предсказания относятся ко всем нам. Все то, что сказано в сих притчах в наше наставление, мы должны непременно знать; что предсказано о втором пришествии Сына Божия, о страшном суде и о последних событиях мира, – все это касается нас, христиан, и мы будем свидетелями всех этих будущих событий. Почто же многие христиане не ходят в эти страстные дни в церковь Божию, и не слушают святого Евангелия, в котором описано все это и читается в эти именно дни? Не изображает ли та смоковница, которую Господь в последнее утро проклял и она высохла, – ту сухую и бесплодную для добрых дел душу христианина, который и в эти предсмертные, печальные и страшные дни, оставляет церковь, учение Спасителя и богослужение, – и бегает по торжищу, дабы приготовить все для удовольствия своего, а о спасении души своей не заботится? Если ты теперь оставляешь Господа, не прислушиваешься к Его учению, не пребываешь во храме с Его учениками – пастырями церкви; то скажи в какое другое время года ты можешь усерднее ходить в церковь, усерднее внимать словам святого Евангелия? Не пред смертью ли человека собираются родные и знакомые, чтобы провести с ним последние часы жизни и услышать последние прощальные слова? Не тогда ли посещают и бедные родные, когда надеются получить от умирающего что-либо из имущества? А к смерти приближается не человек, но Богочеловек: Его слова предсмертные должны быть для нас величайшей важности; Его речи, на память нам сказанные, должны быть весьма драгоценны. „Не оставлю вас сиротами, но приду к вам“187, сказал Он святым своим Апостолам, и исполнил Свое слово, ибо явился к ним по своем воскресении. „Придет некогда Сын человеческий и все святые ангелы с ним и разлучит праведников от грешников, и одних отведет в рай, а других отдаст на вечные мучения“, говорил Господь. Подумайте: не ко всем ли нам относится сие грозное предсказание? Не должны ли мы его непрестанно помнить, и думать о том: как мы умрем? Как мы явимся на суд Божий? Где мы будем стоять: по правую, или по левую сторону? В рай ли, или в ад пойдем? Закрывать уши от сих и подобных сим вековечных истин – значит не верить им, значит, по примеру иудеев, затыкать уши, брать на себя непростительный грех – хулу на Духа Святого.
Господи! приведи нас слушать и творить предсмертную волю Твою святую. Аминь.
* * *