Источник

166. На второй день Рождества Христова

В одной мирской газете мы прочитали, что когда явился в театр некий актер, так прием, оказанный публикою своему любимому артисту, был так торжествен и шумен, что лавровых венков, букетов, рукоплесканий, криков: „браво! “ и вызовов было в таком изобилии, что и сосчитать было не возможно. По всему видно было, там пишется, что публика чтит и ценит хороших артистов, доставляющих ей минутные наслаждения163. Слышите братия! за минуты наслаждения такие почести воздают человеку – просто забросали венками, букетами, и выражали чрезвычайную радость тем, что рукоплескали и кричали „браво!“ Такую-то почесть оказывают тем, кто лицедействует пред ними. А сколько денег платят за эти минуты наслаждений, – о том и говорить нечего. Кто ж это делает такой торжественный прием, такую шумную встречу лицедею? Это делают православные христиане. Хотите видеть подобные торжества, зайдите в театр или в клуб под праздники или в праздники Божии, – там вы встретите не раз подобные торжества, рукоплескания, крики, и увидите и узнаете сами – сколько высоко ценят, и сколь дорого платят христиане за минутные удовольствия свои.

Спросите же: как человеки встретили пришествие с неба на землю Сына Божия, и чем заплатили за то, что Он даровал им вечную жизнь, вечное блаженство? Его не встретила, во-первых, ни одна душа из богатых и знатных людей. Лишь убогие пастыри посетили вертеп, в котором родился Христос; да странствующие волхвы пришли с востока, которые и подарки принесли, – не было никакого торжества, никакого изъявления радости, никаких рукоплесканий. Святые Ангелы пропели на небе: „Слава в вышних Богу”, – но эту небесную песнь никто не слышал, кроме пастырей, – так-то люди высоко ценят вечную жизнь! Так-то дорого платят за вечное блаженство! И, теперь, когда Христос является нам в образе нищего – как мы встречаем? Страшно и вспомнить: подаем ему молча копейку, или кусок хлеба, – это все за вечную жизнь, за вечное блаженство. Правда, что Христос к своим прииде, и свои Его не прияша164. Таким образом, за то, что Он дал нам власть чадами Божиими быти, – за то, что избавил нас от греха, проклят и смерти, что даровал вечную жизнь, вечное блаженство – мы очень, очень дешево платим; а за минуты удовольствий все отдаем. Один за минуту удовольствия – взглянуть на какую-нибудь красавицу – ничего не жалеет; другой – чтоб только напиться; третий – чтоб только чрево насытить – ничего из богатства не жалеют; а за вечную жизнь, за бесконечное блаженство, со всеми святыми, со всеми Ангелами Божиими, – за то, чтобы вечно царствовать со Христом – копейку жалеет дать.

Но минутные наслаждения на земле скоро пройдут, потому что они минутные, – и дорого дал бы ты после пред смертью, чтоб забыть тебе эти минуты удовольствия, но тогда будет уже невозможно! Дорога милостыня во время скудости, – теперь она дорога, когда Христос простирает к Тебе свои руки, когда томится в холодной землянке, ходит в рубище, просит топки, куска хлеба, какой-нибудь одежды, – а тогда, когда Он явится во всей славе и все святые Ангелы с ним – судить живых и мертвых, – когда от Него исходить будут громы и молнии гнева Божия, а из уст – меч обоюдоострый, по правую руку смерть, а по левую ад будет, и река огненная пред Ним165, – о! тогда поздно уже будет, да и вовсе будет невозможно купить вечную жизнь, вечное блаженство. Христос рождается – славите, Христос с небес срящите, Христос на земли возноситеся; пойте Господеви вся земля и веселием воспойте люди яко прославися! Аминь.

* * *

163

Сын отеч. за 1871 г. Воскр. 21 № 47.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle