165. В 1-й день Рождества Христова
Отроча родися нам, Сын и дадеся нам...: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Бог крепкий, Отец будущего века.
В нынешний день родилось это чудное Отроча, о котором пророк Исайя за семь сот лет предсказал, – это Отроча действительно великого Совета Ангел, – Он есть Бог крепкий, Отец будущего века. Видели его праведный Иосиф и преблагословенная Мария; видели Его вифлеемские пастыри, волхвы, Симеон Богоприимец, держав на руках; видела Анна пророчица – видели, затем, своими очами и осязали Его своими руками святые апостолы, и те, которым Он предлагал глаголы Живота вечного, которых напитал хлебом в пустыни, – видели, осязали и беседовали с Ним многие тысячи народов; видели Его и осязали своими недостойными руками те, которые били Его по ланитам, которые бичевали Его и распинали Его на кресте. Это Отроча было действительно великого Божия Совета Ангел – это был Сам Бог во плоти. Если был великий совет Пресвятой Троицы при сотворении первого человека – Адама; то сколь велик должен быть Совет Ее, относительно воплощения второго Адама – при рождестве Богочеловека.
Не Ангела какого, не величайшего какого пророка и праведника употребил Бог для искупления человека от греха, проклятия и смерти; но Сам Господь пришел на землю, воплотился. Первый человек сотворен для блаженства, и одарен был свободою и разумом, и дана была ему заповедь; но он имел и тело и душу. Позавидовал диавол его блаженству и по телу и по душе. В том человеке усмотрел он способ соблазнить его; в слабом разуме и не твердой воли – средство поколебать его, – орудием употребил он жену, и согрешили человеки, и оскорбили Бога, и испортили великое дело сотворения человека. О, великое это несчастье! чтоб спасти человеков – Бог дал заповеди, послал пророков; но диавол опять, действуя соблазнами и искушениями и возжигая страсти, заставил людей следовать страстям, – пророков не слушать, и грех, принесенный в рай – увеличился и умножился среди народа Божия. Наконец, сам Бог явился во плоти, чтобы спасти человека, и даровал крещение, чтобы омыть грех Адамов, даровал покаяние для очищения грехов вольных и невольных, а в помощь душе даровал благодать Духа Святого, освящающего, просвещающего и укрепляющего нас в совершении добрых дел. Употребил диавол против Христа – Искупителя все роды соблазнов в пустыни, и всю злобу человеков в Иерусалиме и заставил угаснуть на время жизни Христа на кресте – пострадать и умереть за всех человеков; но тут-то и явились – слава Божия и спасительная благодать Божия; ибо умер на кресте не простой человек, не пророк, но Сам Сын Божий, который своею смертью умертвил смерть, притупил жало греха, снизшел в преисподнюю, и разрушил ад, вывел всех пленников, и как победитель ада, смерти и греха – воскрес из мертвых: смерть, где твое жало, уязвившее всех человеков; ад, где твоя победа?162 Подумайте теперь, сколько премудр был Совет Пресвятой Троицы! Теперь сами видите – какое было это святое Отроча, которое родилось ныне в Вифлееме. Подумайте, какое было торжество на небе, когда родилось это Отроча на земле; если ангелы целыми собраниями низошли на поля Вифлеемские и воспели чудную песнь: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.2:14) Божие.
И мы, многогрешные христиане, славим, хвалим и величаем бесконечную премудрость Божию в искуплении нас, и благодарим бесприкладную Его благость и благоснисхождение к нам грешным и недостойным человекам: да будет Ему вечная слава и держава. Аминь.
* * *