Источник

146. В день преподобного Саввы Освященного. О многоглаголании

Кто много говорит, тот много грешит. Вот почему в монастырях полагается заповедь о молчании! Кто много говорит, – тот в речах своих может и осудить ближнего, и насказать много пустых, праздных, бесполезных, гнилых и душевредных слов. А осуждение ближнего – есть тяжкий грех, – празднословие нелегкий грех; ибо за всякое праздное, пустое и бесполезное слово – дадим ответь на суде Божием. А ответ давать пред Богом – тяжело! тяжело! Есть слово гнилое, пустое, бесполезное, и есть слово обидное, ядовитое, – слово зависти, ревности, ненависти, гнева, – это слово, как червь точит сердце, как стрела уязвляет душу ближнего, или просто убивает его; а убийство – смертный грех. Иное слово развращает душу ближнего – особенно слово скверное, соблазнительное и развратное. Очевидно, поэтому, что кто много говорит, тот много грешит. Кто много говорит, тот никогда не живет дома, т. е., не в душе своей живет, а за душою, – он в свою речь вносит все, что видел, что слышал; а мысль его летает по чужим домам, дворам, улицам, а не сидит дома, т. е., в своей душе и в своем теле. Кто много говорит, тот все знает, что делается вокруг него, а не знает, что делается у него дома, т. е., в душе его, в его сердце. Нет; ты мыслью углубляйся в самого себя, следи за собою внимательно, обдумывай свои мысли, свои чувствования, свои дела, свои страсти, свои привычки, свои грехи; – за других не будешь ты отвечать пред Богом, а за свое – за все, за всякую мысль, за всякое слово и чувство, за всякое дело будешь отвечать. Как? Ты много говорящий все знаешь, а самого себя не знаешь? Загляни-ка в свою душу, посмотри в ее глубину, быть может, тамо гады, их же несть числа!..

Не лучше ли тебе с Богом беседовать втайне, и себя осуждать, и себя обвинять, и себя очищать, – нежели касаться дел человеческих, касаться людей, которые сами за себя будут отвечать пред Богом? Принудь себя сидеть дома, т. е. углубляться в свою душу, всматриваться в свою совесть, в свою память, в свои мысли – грешные ли они или безгрешные, – в свои дела, а не в чужие. За людей не будешь отвечать пред Богом, а более всего за себя; но горе тебе, если придется и за себя, и за людей, которых ты оскорбил, осудил, обидел, рассердил, разгневал, убил словами; – язык без костей, но грешнее всех частей тела, – на него и в аде сильнейшее пламя будет устремлено, он особенною будет мучиться жаждою. Нет! положи хранение устом твоим и дверь ограждения о устнах твоих; – как молится царь Давид. Ретивая лошадь – уздою укрощается; зверь – тенетами; корабль – малым рулем; а язык – ничем не удержишь, если не станешь сжимать зубы – эту костяную крепость, которою Сам Бог оградил язык твой. Только по крайней нужде скажи какое-либо слово ближнему – и то полезное для души; а больше молчи. Приучай лучше язык к молитве и псалмопению, ибо Господь хочет, чтобы ты был свят – праведен, а не грешен. Душа наша, и язык наш – и все члены тела, и все силы души освящаются только молитвою. Кто много говорит, тот опустошает свою душу, – все выносит из нее, что только думает и чувствует. Кто много говорит, тот лишает себя умиления, благодати и даров Духа Святого; тот не живет с Богом, а с миром и с его грешными нравами и обычаями, тогда как душа наша есть храм Божий, – в этом-то храме – в твоей душе, – тебе и подобает непрестанно жить и с Богом беседовать. Кто много говорит, тот не живет с самим собою, а живет у чужих людей, в чужих домах, тот скитален мыслью, странник – вдали от родины своей; а его родина – его собственная душа; с нею говори часто, – с нею беседуй, ее изучай глубоко; – ведь с душою тебе нужно жить вечно – или в раю, или в аду; так узнай же истинно, совершенно и ясно – куда душа твоя годится? И если смерть постигнет тебя нечаянно – ты будешь дома, ты не убоишься смерти, ты готов явиться и на суд Божий.

Господи! положи хранение устам нашим и спаси нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle