Источник

103. Поучение в неделю 25-ю по Пятидесятнице

От чего это на свете так бывает, что иной и высокую должность в мире занимает, и пользуется честью, и славится богатством; а простой истины Евангельской не знает? Законник Евангельский – человек именитый, мудрый, знающий все законы и Божеские, и человеческие, – спрашивает Господа: «кто мой ближний» (Лк.10:29)? Неужели он и сей простой истины не знал? Ей, и ныне встречаем на свете много знатных и богатых человеков, которые простых Евангельских истин, известных даже детям, – не знают.

Вот почему, между прочим, Господь сказал христианам: «если не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное» (Мф.18:3). Если не будете знать то, что дети, и не будете такого нрава, как они, не войдёте в рай. На пример: какое дитя, сколько-нибудь смышлёное, не знает, что есть смерть, суд Божий, – есть рай и геенна? Однако вы много знатных и богатых встретите, которые этих истин не знают, и в бытие их не верят, чем это доказывается? Их греховною жизнью. Как? Если бы ты знал, что есть смерть; то жил ли бы так, как бессмертный. А быть может ты и знаешь, что есть смерть, да не знаешь того, что после смерти будет, – не веришь в воскресение мертвых; а если не веришь и в страшный суд Божий и в геенну. Как? Ты жил бы так беспечно, если бы верил во все это? Ты строил бы эти большие дома? Собирал ли бы столько сокровищ? В роскоши и пьянстве проводил ли бы время? Знал ли бы ты эти пиршества, театры, клубы, модные магазины? Да ты и не заглянул бы туда, если бы знал и верил, что тебя ожидает лютая смерть, страшный суд, и еще страшнейший и лютейший ад! Утверждаю, что ты, как тот законник, не знаешь самых простейших и нужнейших истин. Ты даже не знаешь той простой истины, о которой законник спрашивал Господа, – не знаешь: «кто Твой ближний». Ибо, и теперь у тебя ближний не нищий и убогий брат Христов, – а богач такой, как ты; друг бесов, – не голодающий, а пресыщающийся, не в землянке живущий – а в таких же высоких палатах, в каких ты сам живёшь; не больной, но здоровый; не благочестивый, но нечестивый; не тот, который ходит в церковь, а тот, который ходит с тобою в театр, в клуб, – не тот, который с горя плачет, а тот, который в биллиард, да в карты ночи с тобою проводит, – не постник, а который разделяет с тобою пиршества, делит хлеб – соль, хвалит твоего повара, твои кушанья, твои напитки, твоих лакеев, кучеров, колесницу, лошадей и псов твоих. Нет, ты не знаешь своего ближнего – истинного, истинно нуждающегося в твоей помощи, в твоей любви, в твоем сострадании. Нет, твои настоящие ближние, – я тебе скажу – вот какие те, которые в больнице лежат, стоят около церкви, да милостыню просят, да в полуразвалившихся землянках живут. Это ближние твои; ибо, они могут вымолить у Бога прощение всех твоих грехов. Они также нужны для тебя, как Сам Христос нужен; а спроси: кто нужнее для человека – Бога! А Христос есть Бог, а нищие – Его братия.

Если нищие не ближние твои, то и Христос – Бог не твой Бог, – Он далёк от тебя. Кто же к тебе близок? Известно кто – диавол; но, к твоему несчастию, ты и этой истине не веришь, и ее не знаешь. Блаженны не видящие, но, покрайней мере, верующие: а ты, к последнему твоему несчастию, не веришь даже, что есть на свете Бог и, Ангелы и демоны.

Разве Иудеи не видели Христа? Не видели чудес? Однако не поверили ни Христу, ни чудесам Его. Почему? Потому, что вера есть дар Божий, и даётся только тому, кто ведёт святую жизнь; а кто живёт во грехах нераскаянно, тому она не даётся: «в злохудожну душу, – говорит премудрый – не внидет премудрость, ниже обитаешь в телеси повиннем греху» (Прем.1:4). Да если бы кто стал и в глаза говорить богачам святую истину; то они почли бы его за юродивого, или за своего врага, возненавидели бы его, как в Писании сказано: «обличай премудрого – возлюбит тебя, а обличай безумного – возненавидит тебя» (см.: Притч.9:8). Нет! Ныне не является открыто истина в дверях богатых.

Господи! Вразумишь ли ты их когда-либо? Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle