Источник

147. В день памяти преподобного Саввы освященного

Печальна и однообразна жизнь монашеская: Богу только молись, да со страстями борись; особенно в пустыни где-нибудь, как например, в монастыре преподобного Саввы освященного. Кругом дикие скалы и пещеры, и необозримые поля, – какая-нибудь перелетевшая птица или ворон, или дикий голубь, или какой-нибудь пробежит дикий зверь мимо стен монастыря – и обратит на минуту внимание молящихся. Непрестанно только с Богом говори, но ни с самим собою, ни с братиями. Казалось – бы, тут мирской человек со скуки, с одной скуки, умер бы. Так-то думает мирской человек, который не привык к пустынной жизни. Впрочем, туда и не поступают мирские люди, которые привыкли жить в мире, а не в душе своей, – в гостях, а не дома. Мирской человек даже дома скучает – в своей семье; потому-то он постоянно и ищет развлечения – то в гостинице, то в клубе, то в театре, то в питейном доме, то на торжище, то в таком доме, где любят веселие. „Скучно, говорит, сидеть дома, – там-то и там как-то веселее“. В доме, – особенно, когда жена, дети есть – надобно скромничать; а на стороне и празднословить можно, и в карты, и выпить на свободе, – и новости кое-какие услышишь, а дома что? Говорю, что такой человек в монастыре со скуки умер бы. Спросите, что доброго находят пустынники в монастыре? Бога находят, а с Богом все. Но Бога может найти только тот, кто Его ищет, – написано же: ищите и обрящете148. Скажите: разве в мире нет Бога? нет; Бог везде – Он вездесущ; но спроси: как на тебя Бог смотрит и как ты на Него смотришь? Тебе стыдно иногда на святую икону посмотреть открытыми очами, не только что на самого Бога: Бог близок только к призывающим Его149, сказал пророк; а ты призываешь ли Его, когда сидишь за картами, бегаешь вокруг биллиардного стола, когда пред тобою стоят сосуды с хмельными напитками, когда предаешься всякого рода весельям, а может и грехам? Нет! в монастырь поступает человек, убитый горестями земными, потерявший жену, детей и все, – человек – возненавидевший весь мир, – человек, измученный в борьбе со страстями, грехами и диаволом. Там Он находит все, что в мире потерял: находит Бога, находит Матерь Божию, Ангелов и святых – друзей своих, – а чрез это он находит там мир душевный, которого в мире никогда не найдешь. Вместо плотских и мирских удовольствий, там есть удовольствия душевные и духовные, которые совершенно неизвестны миролюбцам. Там есть дивные видения, там есть небесные созерцания, восторги сердца, сладкие слезы, утешения веры, отрадная надежда на жизнь будущую, уверенность в милосердии Божием, в прощении грехов, в удалении страхов смерти, в избежании нападения злых духов, в надежде воскресения, милосердия Божия на суде, несомненная уверенность на вечное пребывание в раю со всеми святыми и ангелами. Станет ли дорожить тленными благами мира сего тот, который уверен в получении нетленных и вечных благ? Что может быть отраднее, как победить страсти, мир, диавола и жить душою, и сердцем, и мыслями не на земле, а на небе? Тяжко на душе и важко от грехов, – они тянут человека на дно ада. Ищите Бога, христиане, любите Бога и святость жизни – и найдете покой душам вашим.

Преподобный отче Савво, моли Бога о нас грешных! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle