130. В день Святого Архистратига Михаила
Бог, сидящий во свете неприступном, и управляющей небом и землею, имеет множество верных слуг Святых Ангелов, или чистейших духов, которые быстро и точно передают людям волю Божию. Только подумал Иосиф отпустить от себя Пренепорочную Деву Марию – и Ангел явился во сне, и запретил ему это делать; только подумал Ирод, что он бог, а не человек – и вдруг Ангел Господень поразил его мечом (Деян. 12:23). Так верно и скоро Ангелы Божии исполняют волю Божию, потому что этого Бог желает и требует, – рече и быша. Но Он желает и требует, чтобы не только на небе была точно и скоро исполняема Его воля, но и на земле; потому-то и молимся ежедневно: да будет воля Твоя, яко на небеси, так и на земли; не только чтоб Ангелами выполнялась Его воля, но и человеками и всеми тварями.
Действительно, святые Божии человеки так и поступают, – стараются в точности поступать по воле Божией и по закону Божию, написанному во святом Евангелии. На то дан разум человеку, чтобы он разумел волю Божию; на то дана свобода и сила, чтобы он выполнял ее. Отчего же многие живут и поступают против воли Божией и против закона Божия? Это бывает от помрачения разума и от развращенной воли, а особенно от искушения диавола. Диавол внес мрак в душу человека, произвел расстройство сил душевных, внес беспорядок в семейства и общества, он любит беспорядок и нестроение, и делает человека-грешника врагом Божиим. В самом деле! почему бы не уразуметь: приятно ли Богу нарушение праздников торговлею и работою? Приятно ли презрение святых постов? Приятно ли умножение нетрезвых домов и человеков, – распутных домов и человеков? Приятны ли Богу эти раздоры в семействах, эти грабежи, эти беспорядки? Можно ли в семействах и обществах допущать все то, что запрещено святым Евангелием? Можно ли делать то, что запрещено заповедями Божиими? Неужели мы забыли, что мы православные христиане, что от нас требуется святость жизни; что мы должны жить для прославления Божия, что мы должны приготовляться к вечности, что нас судить будет Бог по всей строгости своего правосудия? Если есть между нами своевольные, буйные, потерявшие страх Божий, – то пусть себе предаются беззакониям тайно, а не всенародно; пусть удаляются себе из святого общества христиан, дабы они не навлекли и на нас гнев Божий. Мало ли городов погибло на Западе, по причине такового же разврата и буйства? Что за отцы, которые не имеют права требовать от детей исполнения закона Божия? Что за начальники, которые не вразумляют бесчинных, не наказывают пьяных и развратных? Не вам ли самим передал мудрый царь свою волю, – не вам ли самим дозволил смотреть за жизнью и поведением ваших ближних? И если вы принимаете в число членов общества душевно слепых, глухих, хромых и развратных, тогда как святой Апостол Павел повелевает извергать таковых из среды себя, не вкушать с ними пищи, не принимать в общение; то не падает ли порок этот на все общество христиан? Если нашего слова они не слушают, то верно убоялись бы вашего преследования и наказания? А если вы хладнокровно смотрите на все пороки братий; то не явно ли, что вы не любите ближних, не боитесь гнева Божия, допущаете увеличиваться душевной заразе до того, что гнев Божий падет на всех и на каждого? Один член болит, а все тело должно страдать; ибо от одного члена язва переходит на другие, – а потом все тело заражается, – а пороки и грехи скорее всякой телесной раны увеличиваются. А Бог все видит и все знает, но долготерпит, – ожидая нашего вразумления и обращения. Когда же мы обратимся? Когда придем в истинный разум? Станем, христиане, исполнять волю Божию на земле, как Ангелы исполняют волю Божию на небеси.
Святый Архистратиже Михаиле моли Бога о нас! Аминь.