Источник

12. В пяток на Светлой Седмице

И вы убо будите готовы.

Лук. 12:40

Эти слова сказал Господь Своим Божественным ученикам. Могу ли и вам, христиане, не повторить эти слова? Иной далее может сказать: „нам и так надоело это приготовление к празднику». Правда, что вы действительно не жалели ни здоровья, ни денег для того, чтобы приготовить все в доме, около дому и на столе к празднику пасхе. Но мы не об этом приготовлении говорим, а о приготовлении к смерти. „Как? Христос воскрес из мертвых, а мы станем приготовляться к смерти?“ скажет иной. Но ведь об этом самом приготовлении сказал Господь Божественным ученикам Своим; потому что после слов: и вы убо будите готовы: – присовокупил – яко, воньже час не мните, Сын человеческий приидет25, то есть, вы не знаете, когда вы умрете; – а мы, христиане, с вами знаем ли, когда мы умрем? Так не лучше ли всегда быть готовыми к смерти? „Да разве мы не готовы? Разве мы не говели, не исповедали грехи свои?“ – спросит иной. Но я спрашиваю тебя, совопросник: „свято ли ты провел дни эти после говения? Быть может, ты успел уже в эти самые святейшие дни прикоснуться ко греху, или грех мог приразиться к тебе? Быть может, ты успел уже и разгневаться, и осудить ближнего, и выпить лишнее, и чрево обременить пищею, и много других грехов наделать?“ – „Да кто же может быть из человеков безгрешен? Кто может сохранить себя далее от малейших грехов?“ Придет опять пост, тогда и покаемся. Так-то так, да пост далеко; а смерть близко, – мы ее носим в своей утробе; – заболел и конец! Пост далеко, а смерть похищает со всего мира в каждую секунду по одной душе; значит в одну минуту – шестьдесят душ, в один час – три тысячи шестьсот душ, как это высчитал некий мудрец; – настанет наконец час, минута и секунда, когда и наша душа вылетит из тела. „Да это еще далеко“, – ты мне твердишь. Далеко-то далеко: да холера-то не далеко ходит около нас; да тифозная горячка не выводится из домов наших; и мы не знаем, что еще нас самих ожидает до вечера. „Ты привык нас пугать», говоришь ты. Да – лучше жить в ожидании смерти, нежели беспечно; лучше быть всегда готовым, нежели умереть нечаянно. Шесть душ я на праздниках напутствовал святыми тайнами – больных и тою и другою болезнью; между ними встретил и таких, которые год не говели, и таких, которые по десять лет не говели, – а при настоящей их болезни, слабости, и безголосии – не знаешь, как их исповедовать.

Боюсь, если и между вами есть такие же христиане, также не приготовившиеся к смерти. Поэтому умоляю вас: и вы убо будите готови; ибо и вы не знаете своего часа смертного. Я не говорю вам о тех нераскаянных грешниках, которые вовсе не говели, или говели в суд и осуждение: о неисправимых блудниках, о пьяницах, о богачах, которые вовсе не думают о смерти, и запрещают даже больным своим напоминать о смерти, – вообще о беспечных грешниках; я вас спрашиваю: готовы ли вы, которые и в церковь ходите и уже говели? Ибо путь до рая далек, – на пути стоят тьмы тем бесов, – дорога трудная, ответ грозный; ибо и за грешные мысли придется нам отвечать. Будите убо готови, братие, – ибо воньже час не мните, Сын человеческий приидет. О! если бы нам Тебя, Сыне Божий, встретить по ту сторону гроба; а не множество бесов поднебесных, ищущих нашей погибели.

Господи! прежде даже до конца погибнем, спаси нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle