Источник

11. На 5-й день светлого Христова Воскресения

В тот самый день, в который воскрес Господь наш Иисус Христос – Он явился в тот дом, в котором были собраны ученики Его, и которого двери были заперты, и сказал им: мир вам, и они возрадовались, увидя Господа21.

Скажите, христиане, кто из нас не возрадовался бы, если бы и к нам видимо Господь явился теперь же, как явился тогда ученикам своим? Спросите: какое было Его первое слово по воскресении? Он не сказал им слова, которое сказал при вступлении на проповедь: покайтеся; а сказал: мир вам. В настоящий день надлежало, прежде всего, отнять от сердца апостолов тот страх, которым души их были наполнены, страха ради иудейска22. Чего доброго могли они для себя ожидать от иудеев, которые распяли их Господа и Учителя? И нам, христиане, в настоящее дни полезнее всего было бы услышать слово Господа о мире. Хотя мы в свое время покаялись; но наслаждается ли наша душа полным миром? Быть может, мы уже успели чем-нибудь потревожить спокойствие нашего духа? Господь, явившись к апостолам, показал им Свои руце и нозе и прободенное ребро; но не показывал ли Он и нам Свои руце и нозе и ребро Свое и на Свою пролитую за грехи наши кровь, когда говорит устами пастыря: приимите, ядите, сие есть тело Мое; пийте от нея вси, сия есть кровь Моя23. Почему же никто из вас не приступал ныне к благословенной чаше и не вкушал Его плоти и крови, как это делали христиане первых веков, так как пасха наша есть Христос?

Для чего же Господь так часто показывает нам руце Свои, и нозе Свои и ребра Своя, в таинстве причащения? Не для того ли, чтобы мы были верны, а не неверны, как Фома, который недовольствовавшись тем, что видел Господа очами своими, захотел руками своими осязать свежие еще язвы гвоздинные на теле Господа? Нет! не буди неверен, но верен. О! блаженные невидевшие, но верующие24, сказал Господь.

„Мир вам“ повторяет Господь и ближним и дальним, и апостолам и христианам всего света. Ах! Господи, сего то мира не достает в душах наших, и в сердцах наших! Не иудеи, но страсти наши лукавые не дают нам покоя! И вместо того, чтобы благовествовать нам в день воскресения Твоего о сем мире, который Ты нам дарствуешь – приди и виждь, что делается ныне в мире, какая идет война между христианами, Ах! все это видишь Ты, и едва ли радуешься; – Нет! нам кажется, что как некогда над Иерусалимом, так приходится Тебе плакать ныне над каждым городом христианским. Любви к Тебе, Богу, у нас нет, ибо никого не было в церкви во время Твоих страданий; да и теперь – пройдет два, три дня и христиане забудут о тех благах, которые Ты нам дарствовал воскресением Своим; – любви к ближним – даже между родными редко встречаем; хотя бы два дня прошло чинно, благополучно между нашими христианами, – разврат и пьянство, обманы и злословия, оскорбления словами и гневом; – где теперь мир Твой, Боже! который Ты нам дарствуешь? Ты говорил, что с пришествием твоим люди раскуют мечи свои на рала, и копья свои на серпы; а посмотришь на мир – реки крови проливаются ныне на земле – кииждо ближнего своего убивает, брат брата не щадит. Господи! даждь нам мир Твой пренебесный, укроти бурю страстей наших, помоги нам победить соблазны мира, покори под ноги наши врага, – дай нам мирно и безболезненно лечь во гроб наш; ибо мы веруем, что Ты смертью смерть попрал и сущим во гробех живот даровал. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle