Источник

114. О суетном труде

И Богу приятно и людям, когда человек не убивает напрасно времени в праздности, пустословии и в бесчинных делах; но работает усердно для того, чтобы и самому не иметь ни в чем нужды, и ближнему помочь при недостатках. Кто не работает, такому не следует давать и есть. Не для того ли Господь назначил шесть будничных дней, чтобы мы в эти дни трудились, работали для себя, а седьмой день посвящали на служение Богу; но к крайнему прискорбию – многие работающие люди действительно трудятся по будням для заработков; а приходит Божий день – Воскресенье, или какой праздник, они напиваются, и проводят этот святой день в бесчинии, пьянстве и беспутстве; а чрез это навлекают на себя осуждение Божие. Тяжко подумать, что на таком человеке висит проклятие Божие, таковой смертно согрешает. Если по закону, данному чрез Моисея, такового за нарушение субботы, побивали камнями; например, того, который собирал, дрова в субботу, – по нужде собирал для того, чтобы обогреться, или же приготовить для себя пищу; то теперь, когда заповедь о праздновании дней Божиих – получила великое знаменование, когда мы освободились не от рабства Египетского, но от власти диавола, страданиями и воскресением Сына Божия; – какой тяжкий ответ мы дадим пред Богом за осквернение грешными делами святых праздников? Вы смотрите на жизнь сынов погибельных, иностранцев, и позволяете себе нарушение и праздников и постов; но неужели вы не желаете себе добра? Неужели не боитесь Бога? Христианин должен быть свят и праведен. Но почему же многие по праздникам, оставляя утреннее богослужение, и даже Божественную литургию, спешат на торжище, или разводят огонь, и принимаются за приготовление всякой пищи? Разве невозможно было бы и после богослужения приняться за это дело? Не одобрил Господь Марфу за то, что она много суетилась о том, чтоб угостить Христа и апостолов; а весьма похвалил Марию, которая вовсе забыла и об гостях и о пище, и, сидя у ног Спасителя, с великим вниманием слушала слово Его. „Одно, что необходимее всего на свете, как бы так Господь сказал, – одно – это именно есть слово Божие, бессмертная пища. Тело, если и ослабеет без пищи, и если даже и умрет человек с голоду, это еще не великая беда; а вот – если душа умрет от духовного глада, лишенная пищи слова Божия, – вот это незаменимое несчастье“. А мы о гладе тела более думаем, нежели о гладе души, – потому что мы живем плотью, а не духом. Плоть наша, или тело – утучняемое и разгорячаемое когда рассвирепеет, то сделается величайшим нашим врагом, отклоняет нас от добродетели и влечет на грех, будучи наполнено страстями всякого рода. Нет! не давай много пищи сему лютому зверю, а покоряй его разуму, подчиняй воле, так, чтоб оно служило и работало духу и Богу, а не страстям и диаволу. Трудись, но только для того, чтобы добыть тебе необходимое в жизни; а лишнее все пойдет в угождение страстей – для прихоти. О душе более пекись, нежели о теле; старайся исполнять закон Божий, а не подражай суетным обычаям мира сего. Господь рассудит, разберет и оценит все наши труды, и каждый из нас получит награду или наказание; огнем пережигаться имеют все дела наши, все наши добродетели, и любовь наша, и вера наша, и наше благочестие, – что сгорит, и что останется в награду нашу.

Господи! научи нас оправданием Твоим. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle