113. Об умножении грехов
Надобно удивляться тому, что мы чрезвычайно много печемся о чистоте тела нашего и жилища нашего. Для этого, часто моемся, переменяем одежду; из дому же стараемся выносить всякий сор, пыль, истребляем насекомых и всякую нечистоту; а о том: чиста ли душа в нашем теле; не нужно ли ее часто омывать молитвою, исповедью и слезами; нет ли между нами в доме пьяницы, или ругателя, или гордеца, или развратника – мы об этом и не думаем. А о том, чтобы очистить целое общество от пьяниц и развратных, чтоб не оскверняли праздников: поговорить бы в обществе о том, чтобы закрывали по праздникам лавки, питейные дома и развратные дома, чтобы не работали в дни Божии – нам это никогда и на мысль не приходит. Почему? Потому, что мы не о святости думаем, а о своих интересах; не о делах Божиих, но о своих делах; не о том, что мы, христиане, должны быть народ святой, люди обновленные, а о том, чтоб дать широкое поприще для наших страстей, чтобы всякий жил по своему нраву, веселился сколько хотел, предавался бы грехам и страстям, сколько кому угодно. Так точно жили люди пред потопом; так жили в пяти беззаконных городах, истребленных небесным огнем. Не так ли теперь: – дети восстают против родителей, жены против мужей, дочери против матерей, младшие против старших; убийства умножаются, воровство и грабежи повсюду распространяются и на пути, и в городе. Чего же нам ожидать еще более? Где же наше благочестие? Где наше христианство, если между нами умножаются грехи, свойственные одним идолопоклонникам? Верно Бог нас оставил впасти в неискусный ум и на волю наших ужасных страстей.
Когда загорается в городе вашем дом, то вы все выбегаете смотреть: далеко ли огонь от ваших построек; а когда пожар страстей, тьма тем бесов наполняют город и воспламеняют страсти в домах – среди семейств и общества, то вы нимало об этом не помышляете. В какой заповеди позволено иметь питейные дома, клубы, театры и всякие другие заведения для пьянства и разврата? Ты завидуешь тому, что такой-то и такой наживается большими деньгами от этого; а не думаешь, что это погибель его, это его пропасть, это водоворот, это пламень страстей, это сеть диавола, это тартар для погубления душ. Нищетою души спасаются, а не богатством; слезами, – а не веселою жизнью; нуждами и лишениями, – а не деньгами и роскошью. На кого чаще бросаются грабители, разбойники и духи нечистые, не на богатого ли? на бедного не нападут. „Богатым, говорит апостол, запрещаю высокомудрствовать и надеяться на богатство свое“. „Не нищих ли мира сего избрал Бог наследниками царствия небесного“125?
Горе миру от сребролюбия, пьянства и разврата! Гнев Божий, который щадил нас доселе, покроет нас, как птицелов накрывает сетью птиц; как рыболов уловляет рыбу; так мы уловлены будем сетью наших страстей. Придет смерть в день, в он же не чаем и не ожидаем, и нечаянно придет к нам Судья, и каждого дела обнажатся, и каждый воздаст Богу ответ по делам своим.
Господи! вразуми нас, просвети нас, застави нас творить волю Твою святую. Аминь.
* * *