Источник

Поучение 77. На 1-й день Рождества Христова

Ты Вифлиеме, земле Иудова, ничим же меньши еси во владыках Иудовых, от тебя бо изыде вождь, иже упасет Израиля. (Мф.2:6)

В сию ночь произошло важное событие в бедном и незначительном городе Вифлиеме: родился от девы Марии Господь наш Иисус Христос, который не от временных только зол, но и от вечной погибели спас Израиля, – спас не древнего только, но и нового Израиля, – кто бы он не был – Иудей, или Эллин, Скиф или язычник; всякаго Он спасает, кто только веру имеет в Него, потому что нет другого имени под небесем, чрез которое можно было бы спастися нам77, кроме имени Иисуса Христа. Как это случилось величайшее под солнцем событие? Кто это видел и кто об этом слышал?

Римский царь Август – Кесарь повелел сделать перепись своим подданными. В это время земля Иудейская была обращена в провинции Римскую, и находилась под владычеством Римских царей; следовательно перепись и там должна была производиться в Иудеи. Каждый иудей должен был, для записки, пойти в свой город, где жили его деды и прадеды. Праведный старец Иосиф родословием происходит от царя Давида – сына Иесеева, жившего некогда в Вифлиеме. И вот он оставляет город Назарет и идет с Девою Mариею, обрученною ему по жребию – в г. Вифлием: Вифлием был в это время бедный и незначительный, а по случаю записи наполнен народом до того, что убогим потомкам царским Иосифу и Mарии негде было на время и остановиться, а между тем время рождения Иисуса Христа по всем признакам наступало: ибо за девять месяцев пред сим зачатие Его совершилось от Духа Святаго, как известил Деву Mарию Архангел Гавриил, и Иосифу дал знать, когда он (не зная причины беременности), хотел было тайно отпустить от себя Пресвятую Деву Марию. Ангел повелел хранить Ее, потому, что рождаемое от Нея есть от Духа Святаго. И вот на краю бедного Вифлиема нашлась каменная пещера, куда на ночь загонялся скот: в этой пещере приютились и убогие странники Иосиф и Mария: в этой то пещере в глубокую полночь, когда и Вифлием и весь мир погружен был в глубокий сон, и еще глубочайший сон грехов и беззаконий, родился от Девы Mарии Спаситель и Господь наш Иисус Христос. А как рождение это было святое и безгрешное: то и совершилось без болезни и скорби. Рожденный Младенец, повитый пеленами, положен был в ясли. Бог любит в тайне и в тишине совершать великие свои дела. То, чего все народы ожидали в течение пяти тысяч лет, исполнилось в пещере Вифлиемской в эту самую ночь. Кто же это видит? Кто об этом слышал? Ангелы Божии целым хором явились к пастырям Вифлиемским, по счастью их стоявшим в эту ночь стражею при своем стаде. – Ангелы Божии указали им на ту пещеру и воспели Ангельскими голосами предивную песнь: «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!» Сходили пастыри в указанную им пещеру и увидали то, что сказали им Ангелы, увидели старца Иосифа, Деву Марию и Божественного младенца пеленами повитого. Без сомнения, по обычаю, они принесли от себя новорожденному то, чего требовало приличие события и их пастушеский промысел. Пришли, увидели и поклонились, и разнесли повсюду молву о дивном событии, о новорожденном младенце, прославленном Ангелами. Теперь в записную книгу подданных Римских вошел не Иосиф только и Mария, но и новорожденный младенец – Сын Божий, но тайна родившегося сокрыта была от Вифилиемлян и от Римлян. Кто еще видел это событие? Восточные Волхвы, которые по ходу звезды пришли тоже в ту пещеру и, нашедши Младенца, принесли Ему в дар ливан, смирну и злато.

Так просто, так сокровенно и таинственно случилось в Вифлиемской пещере величайшее под солнцем событие – рождество Господа нашего Иисуса Христа! Чтоб никто не дерзал из человеков говорить: «я не видел этого события, я не был при рождении Иисуcа Христа», – это самое событие совершается ежедневно в наших храмах, на наших престолах. И не только Рождество Христово, но и Его страдание, и воскресение, и вознесение на небо. Как это совершается? Этот самый Агнец Божий нашими недостойными руками вынимается из благословенной просфоры, где повторяются все приличные к Его рождеству пророчества: яко Агнец Божий на заколание ведется, и яко непорочен прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст своих. Во смирении суд Его взятся. Род же Его кто исповест? Ибо вземлется от земли живот Его78... Един от войн копием ребра Его прободе и проч.79 Здесь Он рождается, страдает и в ребра прободается, из которого изливается кровь и вода; потом претворяется наитием Духа Святаго в животворящего Агнца, раздробляется, раздается в снедь верным и возносится на небеса. Кто может уразуметь, как ту, так и сию величайшую тайну – рождения Богочеловека? Но мы недостойными очами видим это и совершаем это. Истинно, есть свидетельство Того самого Сына Божия, который сказал: «приимите и ядите, сие есть тело Мое; пийте от нея вси сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вас изливаемая во оставление грехов и в жизнь вечную80. Пастыри и Волхвы видели новорожденного Сына Божия, но уразумели ли они эту тайну во всем ее величии? Иудеи видели Сына Божия, но узнали ли они Его, приняли ли они Его, когда говорили: «сей есть сын Иосифов, Его же мы знаем отца и матерь»81. Распинатели видели распинаемого Сына Божия, но знали ли они, кого они распинают, кроме разбойника покаявшагося и того, который сказал: «Воистину сей есть сын Божий»82. Спрашиваем: кто из нас разумеет эту великую тайну Рождества Христова на жертвеннике и страдания на престоле Божием? Между тем мы все не только видим очами, но и приемлем недостойными руками, принимаем внутрь себя Его пречистое тело и Его пречистую кровь. Правда, что мы видим это событие не плотскими нашими очами, но очами веры; хотя и не постигаем всей этой тайны убогим нашим разумом.

Ангелы Божии яснее видят эту тайну, но и они не могут ее постигнуть; они со страхом окружают ее и желают в нее проникнуть; она значит остается сокровенна и для них. Таким образом то, что случилось в Вифлееме, рождество Иисуса Христа, – и на Голгофе страдание Его осталось тайною для неверующих, а нам верующим открыто Духом Святым; остается тайною для неверующего и то, что совершается на жертвеннике и на престоле, а для верующего все это открыто. «Вы некогда бывшие далеки, стали близки кровию Христовою»83, – сказал Апостол Павел. Не принял мир ближайшего и искреннейшего участия в рождестве Иисуса Христа. Скажите: многие ли из христиан принимают участие в Его рождестве и здесь, когда Он закалается на жертвеннике и раздробляется на престоле? Кто, кроме пастырей и некоторых Волхвов? Такова то и наша любовь к Новорожденному. Посмотрите, как еще многие из Христиан станут проводить дни величайшего под солнцем сего события: многие ли станут посещать сию Вифлиемскую пещеру? Спасителю Небесный! Ты и прежде мало имел истинных, преданных Тебе друзей; мало их и теперь имеешь – истинных своих последователей. Было время, когда христиане все до одного в этот благознаменитый день приобщались св. и животворящих тайн, а ныне большая часть предпочитает этой пренебесной Манне мяса Египетския. Но не забудем того, что кто здесь со Христом пребудет в сем убогом Вифлееме, кто пребудет с Ним на Голгофе; тот и в рай с разбойником войдет, и на престоле со Отцем и Духом Божим будет восседать.

Станем лучше посещать храм Божий в эти св. дни дабы нам не лишиться тех величайших даров, которые с рождеством Своим принес на землю Господь наш Иисус Христос: «любяй Мя, возлюблен будешь Отцем моим, – и Мы прийдем к нему и обитель у него сотворим, и будем вечерять с ним, и той с нами», – сказал Он. Станем же в эти дни славословить Христа с Ангелами и пастырями: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle