Поучение 76. На 1-й день Рождества Христова
Христиане! Видел ли вы когда-либо человека убитого разбойниками и лежащего при пути? Он весь ограблен, измучен, изранен, облит кровью и брошен близ дороги? Вот каков был и есть человек грешник, ограбленный диаволом в раю; у него все дары Божии похищены: разум омрачен, совесть изъязвлена, сердце осквернено, свобода связана рабством греха, образ Божий помрачен, руки хищением осквернены, на главу надет венец гордости. Проходили мимо его иудеи, левит и священник, проходили мимо его мудрецы мира сего – философы смотрели на него и ангелы, но они только оплакивали злосчастную участь человека, но спасти его от греха не могли. Они видели извращение воли человеческой, помрачение ума, повреждение сердца, но не знали причины сего несчастие, а если и знали, то не могли помочь его горю. Но не так поступил, богатейший любовью Самарянин – Господь наш Иисус Христос. Нашедши грешника в пустыни мира сего, Он тотчас пролил на его раны елей благодати Своея: и вино – животворящую кровь свою, – обвязал струны его целебными таинствами, взял и поднял его на свой скот – возложил его на руки Ангелов своих, заповедуя им, да не преткнется нога его о камень, перенес его в гостиницу – в церковь свою, вручил его попечению пророков и Апостолов, повелев хозяину гостиницы – пастырю церкви – иметь о нем и о спасении его всевозможное попечение, дав ему для этого два сребренника – ветхий и новый завет, обещав по возвращении с неба вознаградить его за все издержки и попечения о нем.
Вот, что сделал для человека – грешника добрый и любвеобильный Господь ваш Иисус Христос. Понял ли ты это христианин, уразумел ли, что сделал для твоего вечного спасения Сын Божий? Дал Он тебе седмь таинств: крещение, чтоб снова тебя душею родить. – Миропомазание, чтобы запечатлеть чувства твои дарами Духа Святаго. – Елеопомазание, чтобы врачевать тебя, – священство – воспитывать тебя; Он принес тебе свет пренебесного своего учения, даровал тебе все средства, необходимые для благочестивой и святой жизни. И когда начальники и миродержители тьмы века сего, духи злобы поднебесные и духи злобы земные – плоть и мир востали на тебя, а князи людстии собрались вкупе как на Господа и на Христа его, – Сын Божий не отдал своей добычи – кающегося грешника врагам, но принял сию овцу на рамена свои, отдал за нее плещи свои на раны и ланиты на заушение, и решился взойти за нее на крест, лечь во гроб, чтобы только спасти ее. Христианин! Чего еще желаешь от своего Искупителя? Не говори же, что Он тебя забыл, что Он тебя наказывает, потому что ты сам себя наказываешь, ты сам не хочешь взять на себя легкое и благое иго Христовых заповедей, не хочешь исполнять повеленного тебе. Если после Его страданий ты страдаешь, то уже от собственных страстей, которые мучают тебя хуже иудеев, жесточе римских воинов. Ты говоришь: Господь тебя наказывает. Нет. – Он тебя любит более всего на свете, ибо Он возлюбил тебя до конца, да ты его не любишь. Ты Его не хочешь слушать, не хочешь исполнять Его заповедей, не хочешь победить сам себя и свои страсти. Смири свою гордыню, победи свою привычку к пьянству, к лихословию; отсеки пристрастие твое, к чему ты имеешь, докажи, что ты любишь Господа и готов на все решиться ради спасения. Bcе беды от наших грехов. «Побеждающему дам сесть со мною на престоле Моем»76, – сказал Господь. Итак, хочешь жить с Богом на небе, победи свои страсти, победи прежде одну страсть, потом другую и так далее. Для своего спасения, для спокойствия совести, для приумножения благодати, для торжества над злою привычкою – почему не решиться на все? Начинай, положим, с следующего: не нарушай праздников работою, торговлею, пьянством... Не будь хуже Еврея. Посмотри, как он празднует свой праздник, поучись у него чтить святые дни. Семь тысяч лет как Бог учредил праздновать седьмой день. В шесть дней сотворил Он мир, а в седьмой почил от всех дел, – и тебе заповедал почить от дел. Почитай храм Божий, почитай в доме твоем св. иконы, не ставь наряду с ними богомерзкие картины, не кури пред св. иконами вместо ладана табаком. Предложу я тебе разные яства: млеко, мед и рыбу; тут же поставлю для тебя змею, или мертвечину: ты на последнее взглянешь с отвращением, обидишься этим. Не отвратится ли Бог от тебя за неуважение Его лика? Не есть ли твой дом домашняя церковь, в которой ты призываешь Бога на помощь, а Бог, как вездесущий сказал: «где два или три собрались на молитву, там и Я нахожусь». Скажи: веруешь ли ты, что Бог видит и слышит тебя с семейством молящегося? Не веришь – не молись. Зачем напрасно бить воздух языком, зачем класть поклоны, читать молитвы? Если же веришь, что Бог находится и во храме, и в твоем доме, с каким страхом ты должен входить в храм Божий, жить в дом твоем, говорить и молиться? Где Бог, там и Ангелы, там и все святые, там и милость Божия и благодать Божия. И ты говоришь, что Бог тебя наказывает. Не клевещи на Бога, – сам себя ты наказываешь. Бог дает тебе дары свои, а ты их на пьянство и обжорство, на роскошь, на худые дела употребляешь. Бог дает хлеб, а вы превращаете его в ядовитый напиток, от которого и разврат, и гордость, и зависть и все самые низшие страсти рождаются. Если вы не исполните того, что я вам говорю; то зачем вы слушаете меня, – чтоб знать закон Божий и не исполнять его? А кого жесточе Бог накажет? Того ли, который не знал Его воли, Его заповедей и не исполнял их, или того, который знал, но тоже не исполнял? Ты не имеешь права сердиться на сына своего, если он сделал великое зло, не знав, что это зло: а когда ты ему приказал не делать то или другое, и он его сделал, – скажи: не гневаешься ли на него всею силою гнева твоего? Так и Бог. Если ты не будешь знать Его повелений, по каким-либо причинам, ты не будешь осужден так, как будешь осужден знающий закон, но не исполняющий его.
Господи, вразуми нас – христиан творити волю твою святую! Аминь.
* * *