Источник

Поучение 50. В неделю 17-ю по Пятидесятнице

Выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. (Ис.51:11; 2Кор.6:17)

Как в древние времена Бог чрез Моисея приказывал Евреям, дабы они вышли из среды идолопоклонников, отделились от них и не прикасались к ним, как к нечистым; так точно св. Апостол Павел этими же словами обращается к Коринфским христианам, чтобы они всячески удалялись от язычников, убегали от них и не прикасались к ним, как к нечистым. Такого совета и такого же наставления Апостола надлежит и ныне придерживаться благочестивым христианам, которые живут в мире, а не должны дружиться с миром, не должны приобщаться к бесплодным делам тьмы: «кое общение света ко тьме?» – вопрошает Апостол: «выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прийму вас!»

Иное дело христианский дух и христианские нравы, а иное дело мирской дух и мирcкие нравы. Христианский дух тот же, что Христов дух, а мирской дух тоже, что диавольский дух. Истинный христианин имеет дух Христов, дух Евангельский, а грешник, миролюбец имеет дух мира сего. В нем все мирcкое – и тело и душа, и жизнь, и дела, и нрав, и склад речи, и походка, и взоры, и обращение с людьми. Стоит иногда только посмотреть на лицо человека, чтоб заметить благообразие и пристойность его благочестивого лица, и наоборот – безобразие и какую-то суровость в лице нечестивого грешника: не тот вид, не такая речь, не такие взоры, не такое обращение, не такая походка, не такая одежда, не то – совсем не то. Посмотрите на этого вертливого, сурового, быстроглазого, непрестанно говорящего молодого человека: он как бы весь на пружинах, – он не может вам смотреть прямо в глаза; он постоянно переменяет и место, и речь и все. Этот человек заметно непокоен совестью, избегает всячески разговора о благочестии, о церкви, о предметах священных. Нечестивец ни на минуту не может посидеть дома, т.е. предаться углублению в самого себя, заглянуть в свою совесть, следить за своими мыслями, за своими чувствованиями, жить в глубине сердца, предаваться продолжительному молчанию; диавол расстроил виноградник души его и отнял мир сердца, спокойствие души. И представьте, если бы из таких нечестивцев составилось семейство, собрание, общество, – что найдет благочестивый человек доброго среди таких? Уходи скорее из такого собрания; не прикасайся к ним, не разделяй их мыслей, не участвуй в их речах. Ты должен идти путем узким, а они идут путем широким: они ведут жизнь по плоти, а ты должен жить по духу; ты должен заботиться об умерщвлении страстей, а они возжигают, воспламеняют в cебе похоти всякого рода; ты должен жить для Бога, а они живут для мира; ты любишь нищету Христову, а они любят украшать себя листьями смоковными: ты обвиваешь выю свою заповедями Христовыми, а они опоясали себя грехами яко вервием; ты пьешь горькую чашу страданий и услаждаешь душу горькими слезами, а они пьют беззаконие, яко воду. Беги из такого собрания нечестивцев, – пути их стропотны, они их ведут к погибели: ум их развращен, сердце их преступно, дела их беззаконны: выйди из среды их, и отделись от них, и не прикасайся к этим нечестивцам, чтоб не разгневался на тебя Господь, чтоб не упасть тебе в пропасть погибели. Помни, что ты христианин, что ты должен дать ответ пред Богом в делах твоих, в твоей жизни, в твоих мыслях и поступках.

Господи, спаси нас! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle