Источник

Поучение 49. В неделю 17-ю по Пятидесятнице

Вы храм Бога живаго. (2Кор.6:16)

Каждый из вас, услышавши эти слова, прочитанные ныне из послания святого Апостола Павла к Коринфянам, должен призадуматься и спросить: «почему Апостол Павел называет христиан храмами Божими? Разве человек может быть похож на храм Божий? Вы, христиане, храм Бога живаго».

Спросите: кто без кого может обойтись – или человек без храма, или храм без человека? И может ли храм деревянный или каменный назваться храмом, если в нем не будет ни одного христианина? Что человек может быть без храма, то это видно из того, что до Моисея не было ни одного храма на свете, а люди Богу молились и приносили жертвы, как Каин и Авель, Ной, Авраам и другие. От Моисея до Соломона был один храм – походная церковь, палатка; уже Соломон построил храм Богу – неподвижный в Иерусалиме. Да и в первые времена христианства, во время страшного гонения на христиан, – в течении 336 лет мало было на земле храмов: Христиане большею частью молились или в домах, или под землею – в пещерах, в катакомбах. Уже когда вместо языческих настали христианские цари, тогда стали строить церкви повсюду. Теперь повсюду есть храмы у христиан, хотя есть еще и хутора, и целые деревни, не имеющие церквей. Мы знаем, что один мученик на грудях своих в темнице совершил обедню, принес бескровную жертву, и всех христиан в темнице приобщил. Значит, здесь христианам темница послужила церковью. Теперь – во времена мира и спокойствия – надобно для такой высокой жертвы, как бескровная, чтобы и храм и все во храме вещи были прилично устроены и освящены. Что же значат слова Апостола вы христиане храм Бога живаго. Очевидно, что если Бог вечно живой и живущий, то и храм для него должен быть живой; если здания церковные именуются храмами Божиими, то только тогда и потому что в них молятся христиане и приносятся бескровные жертвы. А христианин человек – какой храм для Бога? А вот какой: в теле твоем есть душа, а в душе может пребывать Бог, и все то, что есть во всяком храме Божием. Тело твое те же стены храма; сердце твое – престол, на котором должен царствовать Бог любви – Господь наш Иисус Христос, как Он царствует на престоле в каждом видимом храме; в памяти и разуме должно быть разумно понимаемо и сохраняемо всякое Божие писание; в воображение – лики и жизнь святых пророков, Апостолов и образ самого Ииcуcа Христа; слух – готовый всегда к слышанию слова Божия и пастырских поучений, уста должны быть заняты или молитвою или изречениями слова Божия, ноги и руки обращены на служение Богу и ближним; разум, просвещаемый благодатью Духа Святаго, должен освещать и озарять все наши мысли, чувствования и все пути жизни нашей, как люстра среди церкви; свечи и лампады – это заповеди Божии и слова Божии, как сказал пророк Давид: «закон Божий есть светильник ногам моим». Вот в каком разуме св. Апостол Павел называет христиан храмами Божими! Да притом все рукотворенные храмы некогда разрушатся, а нам даны будут на небе храмы нерукотворенные и вечные; тела же и души наши воссияют, как звезды, а Христос Бог будет для нас вечным солнцем, осиявать и освещать нас будет, или мы будем в Боге и Бог в нас.

О! Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный – о Боже! Молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle