Источник

Поучение 44. В неделю 16 по Пятидесятнице

Неключимаго раба вверзите во тьму кромешнюю; ту будет плач и скрежет зубом. (Мф.25:28)

Вот, как и чем накажет Бог человека, который свои телесные и душевные дарования или закопал в землю, то есть не развивал их, не усовершенствовал и не умножал, или злоупотреблял ими, т.е. на зло и во вред употребил свои силы – себе и другим. Бог прикажет такого человека неключимого, т.е. негодного бросить в темную и непроницаемую тьму, где он вечно будет плакать и скрежетать зубами. В иное время Господь говорил, что грешник будет брошен в пещь огненную, а в другое время и в нынешней притче сказано, что он будет брошен во тьму кромешнюю. Значит, кроме других мучений – неусыпающего червя, страшной жажды – две самые большие будут муки – от огня и холода. Евангельский богач в пламени горит, его мучает ужасная жажда; но ему и капли воды не подают.

На востоке где ночи весьма темные и холодные, рабов за какую-нибудь провинность на ночь выгоняют вон из дому, несчастный слуга, всегда почти обнаженный, всю ночь не может спать, но только скрежещет зубами. Какова же в аде тьма? На востоке ярко сияют звезды на небе, а во аде ни одной. Эти наказания равно ужасны – огонь, холод и тьма.

И так, христианин, все меры употребляй раскрыть, развить и умножить свои таланты, свои дарования, если хочешь, чтобы Господь не подверг тебя помянутому наказание. Разум обогащай познаниями, сердце добродетелями, веру – благочестивыми делами, память, воображение – все силы души раскрывай, просвещай – и особенно благодатными дарами – чтением Евангелия и таинствами. Здоровье укрепляй, а не убивай напитками, разум не помрачай страстями, совесть не заглушай и не притупляй грехами и пороками, – иначе тяжко будешь отвечать пред Богом. Правда, ныне повсюду открыты и заведены школы для обучения, каждый может учиться всяким наукам, но эти школы человеческие – для временной жизни обучающие человеков; самая необходимая школа – храм Божий, откуда человек переходит в последнюю школу – или в рай, или в ад. Знаешь ли ты Евангелие, исполняешь ли оное, ходишь ли в храм, соблюдаешь ли свято все повеления церкви, – если так, то пойдешь в рай, а не знаешь ты Евангелия, а знаешь одни мирские науки, живешь по плоти и для плоти, слушаешься мира и людей, да внушений диавола, очевидно, ты не войдешь в рай.

Что значит во зло употреблять дарованиями? На добро употребляет свои душевные дарования тот, кто старается изучать Божие писание, чтоб знать ему Бога и Его заповеди, – сердцем своим любить Бога и ближних и обогащает оное всякими добродетелями, а во зло употребляет человек разум свой, когда все познания свои обращает на то, как бы нажить побольше денег, пожить пороскошнее, повеселее, погрешить побольше. Дарования сердца во зло человек употребляет, когда любит развратных людей и ненавидит добродетельных, – любит не Бога, а мир и все, что в нем, – любит деньги, богатство, наряды – все тленное и земное, а не любит ничего небесного, не любит смиренных и кротких, не любит благочестивых и набожных. Святой Апостол ясно сказал: не любите мира и всего, яже в нем, – ибо в нем теперь царствует только похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Погибшая навеки та душа, которая живет только для настоящей жизни. Кому Бог дал здоровье, но он пьянством и развратом убивает оное и сокращает свою жизнь, – такой человек, значит, злоупотребляет своим здоровьем. Убоимся же, христиане, участи того раба, который за злоупотребление Божиим талантом, брошен был, по повелению Божию, во тьму кромешную. Во аде все дарования Божии – и природные и благодатные – будут отняты – и человек грешник останется обнаженный от всего, как сухое дерево.

Господи! Вразуми нас не во зло употреблять Твои Божеские дарования. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle