Источник

Поучение 19. В день коронования Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (Сказанное в Таганрогском Успенском Соборе)

Мир оставляю вам, мир мой даю вам; не так, как мир дает. (Ин.14:27)

Вот, что оставил на земли Сын Божий возлюбленным ученикам своим и Апостолам, разлучаясь с ними и возносясь на небо! Вместо личного своего присутствия, в ограждение и утешение их на земле, Он оставил им мир, дар драгоценнейший. Где мир, там Бог невидимо присутствует; где мира нет, там Бога нет. Вполне уразумел это, и достойно оценил этот высокий дар Божий, и мудро воспользовался им во благо своего престола и своих подданных Благочестивейший Государь Император наш Александр Николаевич, которого день священного коронования мы ныне празднуем. Об этом-то вожделенном мире в настоящие минуты мы намерены побеседовать.

Был некогда глубокий мир и на небе, и на земли, но самородная гордость и зависть одного из светлейших небесных духов похитили этот мир у Бога и у человеков. Был на земле Государь, который в начала своего царствования во ушию всех громко возглашал: «что Империя есть мир» и что царствование егоо будет мирно, а между тем этот же самый Государь, в течении двадцатилетнего своего царствования никому не давал покоя, мира, тишины, ни своим подданным, ни другим царствам и народам. Почему? Потому, что он был не сын мира, но сын войны. Он был обыкновенный человек, не Богом, но происками людей возведенный на престол, да и у него самого в душе не было мира, а было скопление самых сильных страстей; оттого-то немирное его царствование пронеслось, как воздушное явление, и повершилось гибелью для него самого и для его подданных. Не таков наш венценосный свыше помазанный, Богом – дарованный Государь: он никому на словах не предрекал мира, но и нам – его подданным и всем царствам на самом деле даровал вожделенный мир, повелел в самом начале своего царствования, умолкнуть нашим и неприятельским громам оружия на полуразрушенных твердынях Севастополя. Это мир славный! И вот в течении всех лет мирного Его царствования, кому? Каким только царям, царствам и народам не подаст руку мира – наш сын мира, отец мира, царь мира, а не войны? И к Азии благочестивейший Государь наш обращает мирные взоры, и к Америке простирает руку мира; с одними дружбу ведет, с другими вступает в кровное родство: Государей Европы и Азии, как дорогих гостей, то ублаготворяет, то подает им лобзание мира; и сему царский привет, и другому мирное слово дарствует. Вот мир, Божий мир, истинно христианский, православный мир! И посмотрите: на всех почти концах вселенной воздвигаются памятники вожделенного мира, для всегдашнего принесения мирной, бескровной жертвы, в честь и славу Бога мира, который пришествием своим на землю – всему мировы даровал пренебесный мир. При таком только всемирном мире – при Божием мире, престолы земных царей бывают непоколебимы, и царствование их переходит nриемственно из рода в род. Таково мирное царствование было и есть православных царей русских. Таково-то миротворное царствование благочестивейшего Государя нашего Александра II, который самим делом исполняет заповедь святого Апостола Павла: старайтесь иметь мир со всеми11; и старается благочестивый царь наш иметь вожделенный мир со всеми царствами и народами, как мы это видим. Со всеми? Хива, которая нами недавно завоевана? А Восток, на котором ручьи крови христианской проливаются? Вот почему святой Апостол Павел дополнил свою заповедь словами: если возможно, со своей стороны, говорит он, будьте в мире со всеми людьми12. Тогда была бы эта возможность, если бы не было врагов. Если бы не было врагов, то не нужно было бы ни внутренней стражи, ни темниц, ни войск, ни воинских оружий. Если бы не было врагов, то не было бы на земли тревог, войн, смятений. Если бы не было врагов, то не было бы необходимости приходить с неба на землю Миротворцу – Сыну Божию. Да разве можно мирно прожить с немиролюбцем врагом? Сколько тысяч лет, если можно так выразиться, Сам Бог ведет брань с врагом всякого мира, с диаволом? Сколько сот лет турки проливают кровь христианскую, отнимая имущество, жен, детей – и все? Сколько сот лет нападали Хивинцы на наших мирных путешественников, и грабили их, и истребляли, или водили их в узах рабства? Не потому ли Святая Церковь на земле называется воинствующею, что война необходимо должна продолжаться на земли между клевретами диавола и Ангелами Божиими, между антихристом и Христом, между добрыми и злыми человеками? Сия война, начавшаяся на небе, и продолжающаяся на земли, не скоро еще прекратится, сия война допущена Богом для великих нравственных целей всего человечества, допущена в царстве благодати для царства славы, без этого падший ангел или диавол, внесший раздор в земной рай, ворвался бы и в небесный, вечный рай, и царство света превратилось бы в царство вечной тьмы – чего никак поможет допустить великий и всемогущий Бог: у него есть ад, и озеро огненное, кладезь бездны13, куда навеки заключена, будет в свое время враг Божий и его клевреты, – для вечного мира и покоя праведников на небесах.

Впрочем, если бы при настоящем нашем внешнем политическом мире царствовал мир среди нас и внутри нас, думаем, что для земного благополучия нашего мы не могли бы желать ничего лучшего: лицевая, так сказать, сторона мира нашего весьма отрадна, зато изнанка сего мира – наши отношения к Богу, ближним и даже к самим себе – более, нежели сомнительны: загляните в суды, в темницы, проникните в глубину душ наших, в святилище наших совестей, и на непрерывную войну страстей – здесь и следов мира не усмотрите. Наш Благочестивейший Государь, Миротворец наш, предоставил нам равные права личности, а многие из нас посягают на нарушение прав социальных, родительских и супружеских. Он дозволил нам гласность в наших судах, а многие простирают руку на безгласное мздоимство для помрачения правды неправдой. Он даровал нам христианскую свободу, а мы превращаем ее в своеволие и носим тяжкие оковы страстей. Он указал нам на широкий путь к Боговедению и Богопросвещению чрез святое Евангелие, а мы ищем образования в мрачных глубинах нашего разума. Торговля, телеграфы, банки, быстро – летящие вагоны и паровозы – только отворили нам широкую дверь к западным государствам, чрез которую и тлетворные книги, и вычурные изображения моды, и блестящие выдумки мудреного Запада – врываются в мирное наше отчество, и наполняют собою наши лавки, магазины, головы и сердца. От такого наплыва к нам западных вымыслов, учения, цивилизации, внешнего прогресса – дух нашего времени – дух христианский, с годом на год, портится, вера скудеет, православие помрачается, любовь умирает, дети не повинуются родителями супружеские связи расторгаются, праздники Божии уничтожаются работою, гульбищами, листы не соблюдаются; – церкви Божии посещаются одними почти бедняками, обычаи отцов наших осмеиваются, на все наше благочестие – западная гидра дохнула своим тлетворным дыханием. Где же между нами тот вожделенный мир, который воспели Ангелы Божии еще при рождестве Искупителя, о котором столько печется и заботится Благочестивейший Государь наш, и о котором проповедывается у нас на стогнах градов и весей? Разве может быть мирно общество то, в котором есть не мирные члены общества? Разве может быть покойно то семейство, в котором нет мира ни между супругами, ни между родителями и детьми? Разве может быть покойно в той душе, в которой воюют необузданные страсти? Разве может быть мирна и покойна наша совесть, если на нас гневается Бог? А что Он гневается на нас, то красноречивее всякого слова проповедуют о сем эти сожженные солнцем поля наши, эти всеобщие жалобы на прекращение торговли, эти закрытые конторы, это безделие на бирже, эти слезы голодающих нищих, толпящихся около дверей церковных, эти повсюду своеволием разводимые браки, умножение непотребных домов, жалобы родителей на детей, – это все сущее наказание Божие, последствия которого могут быть ужасны для самого отечества нашего! Кто бы вы не были, православные христиане: знатные и незнатные, духовные и мирские, богатые и бедные, мужи и жены, всячески старайтесь, по заповеди Апостола, иметь мир со всеми: с Богом, ближними, и с самими собою; вымолите у Господа милость о приложении вам веры и о умножении взаимной любви – дабы все мы приносили зрелые, истинно христианские, плоды благочестия и милосердия, благоприятные Боговы; а истинное благочестие состоит не в словах, а в делах: тот не христианин, кто на деле не исполняет обязанностей христианина. Тогда только вы найдете полное утешение и совершенный мир душам вашим, о котором ежедневно молится святая церковь; тогда только будет прочный мир – и политический и гражданский, и общественный и семейный, тогда только мы будем благополучны; а без этого ни около нас, ни внутри нас, ни в душах наших, ни в костях наших не будет мира.

Боже! Мир твой даждь нам, не такой мир, какой дает нам мир; но пренебесный мир превосходящий всякий ум, да царствует в душах и в сердцах наших и на всей земле, пока перейдем мы на небо, на место вечного покоя и блаженства праведников. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle