Источник

Поучение 18. В неделю 12-ю по пятидесятнице

Если хочешь быть совершенным; поди продай имение твое, и раздай нищим. (Мф.19:21)

Значит, юноша, о котором ныне прочтено было во святом Евангелии, был еще не совершен, то есть, не приобрел полного права на получение Царствия Небесного. Но если юноша пред очами Спасителя был еще не совершен, хотя, как он уверял Господа, и исполнил все заповеди, данные чрез Моисея; то сколь не совершенны мы и не готовы для вечности, и не имеем права на получение Царствия Небесного, мы, которые не только не раздаем всего имения нищим, не только не исполняем заповедей Моисеевых, не говорю Евангельских, но даже постоянно нарушаем Божии заповеди, постоянно оскорбляем Бога своими грехами? Юноша, который все заповеди исполнял и тот оказался недостойным быть в Царствии Небесном, ибо был еще несовершенно приготовлен, – спрашивается: чем мы заслужили это право? Тем, что мы здесь, в церкви, молимся Богу, а в доме тем же языком осуждаем и даже злословим ближнего? Здесь ставим пред иконою свечу, а на торжище обираем ближнего, или расточаем дары Божии на пищу страстей, здесь воздыхаем, а там гневаемся, здесь подаем копейки нищим, а там – на свои удовольствия не жалеем ничего, здесь поклоны кладем, а там требуем себе от других поклонов, здесь лобызаем святые иконы, а в доме теми же устами произносим гнилые слова? Здесь ищем спасения, а в доме живем на погибель себе? Скажите: какую надежду, какое право мы имеем на получение Царствия Небесного? Если оказался не вполне достойным милости Божией тот, который от юности своей исполнял заповеди Божии, то мы, которые от юности нарушаем их и грешим, – достойны не милости, а заслуживаем наказания Божия. Не только Небесного Царствия, но даже земного благополучия мы недостойны: Даром на свете живем, напрасно дарами пользуемся Божими, недостойно смотрим на солнце, без пользы попираем землю эту. Спрашивается: для чего же мы живем на свете? Для того, чтоб грешить? Бога не любим, ибо заповедей Его не исполняем: ближнего не любим, если не любим его так, как себя любим. В церковь ходим по одному обычаю, молимся Богу для одного вида, но что это за молитва? Как может быть принята Богом молитва из уст нераскаянного грешника? Сегодня в церкви, а завтра в корчемнице, или в гостинице, или где-нибудь в собрании грешников. Что мы за христиане, если не стараемся жить по-христиански? Что мы за христиане, если одно имя христианина носим на cебе, а дел христианских вовсе нет у нас? Как Господь терпит грехам нашим, – это Он один знает. По крайней мере мы заповеди Божии исполняли бы, все-таки питали бы какую-нибудь надежду на спасение, и если не делами, то верою спаслись бы, а то не видим, чтобы у нас была хотя вера христианская. Многие ли говеют? Многие ли соблюдают святые посты? Многие ли живут по-христиански? – Даже бедные и нищие, в лачугах живущие, и те разврату, пьянству, ругательствам, дракам и буйству предаются. Едва ли между дикими такие совершаются беспутные дела, такая неправда, такое буйство, такой разврат. А между тем, все ропщут на то, что мы им правду говорим. О! Долготерпелив Ты, Господи, что не воздаешь нам по беззакониям нашим, что не караешь нас по грехам нашим: трудно богатому имением войти в Царствие Небесное, а грешнику, богатому грехами еще труднее.

Боже, Боже! Вразуми нас о спасении нашем. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle