Источник

Поучение 17. В 12 неделю по Пятидесятнице

Юноша, о котором ныне прочтено святое Евангелие – по всему видно, был набожный человек, сын, вероятно, благочестивых родителей, это видно и из того, что он предложил такой вопрос Господу о вечном спасении, и из того, что он все заповеди Божии исполнял: одно было его несчастие, что он был богат, а с богатством, известно, никак не совместимо ни благочестие, ни исполнение заповедей, и есть великое препятствие для получения богатства небесного, вечного.

«Спастись хочу», – как бы так говорит юноша Господу. – «Я богат земными сокровищами, но желал бы я и богатство небесное получить». Как бы так сказал Господь юноше: «Ты человек благочестивый: но при земном богатстве благочестие не может быть богато». Почему? «Потому, что двум господам или хозяевам невозможно служить. Богатство требует своих забот, а спасение – своих». Так, братие, земное богатство требует славы себе, а не Богу; требует – не в церковь ходить, а в контору, на хлопоты, торжище, в лавку, на биржу. – Требует непрестанной суеты, – а нет – богатство твое оскудеет, обеднеет, умалится. При богатстве нельзя скудно жить, иначе назовут скупым, станешь расточать богатство, – обеднеешь. По капле бери из колодезя воду, всю выберешь: возьмешь с рубля копейку, рубля не будет. Попечение о богатстве отнимает время, нужное для чтения Евангелия: хлопоты со счетами, расчеты с рабочими, присмотр за домочадцами, – когда тут молиться Богу и за ними смотреть? Нищих много, несчастных много; давать по копейке – мало, да и совестно, давать помногу – сам обеднеешь. Нет, неправильно, ложно, и неразумно было благочестие юноши! Он говорит: «Я исполнил заповеди» – но как же ты исполнил заповеди Божии, если Бога не любил, ибо не захотел послушаться Господа, и богатство свое не захотел отдать за вечное спасение? Как любил ближнего, если ты не любил ближнего, по заповеди, как самого себя. Не покрывал нужды ближних, не делился с ними богатством? Нет, богатство не совместно со спасением, все равно, как вода с огнем, как свет со тьмою. Правда, этот юноша – древний закон Моисея исполнил, то есть, почитал родителей, не крал, не любодействовал, не убил никого, а чтобы Евангельский закон исполнял – этого не видно, – да и трудно при богатстве. Если бы Моисеева закона достаточно было для спасения, то не было бы необходимости приходить на землю Сыну Божию, даровать веру, благодать, таинства, проповедывать высокие Евангельские добродетели, страдать за грехи всего мира, а богатый человек часто, очень часто теряет и веру, и благодать, ибо не исполняет заповедей евангельских. Вот, почему мы всегда говорили и говорим тем, которые при богатстве и при роскошной жизни желают спастись: «Между вами и Богом лежит пропасть великая – ваше богатство». Не осуждаем богатства, но не хвалим пристрастия к нему и злоупотребления оным. Тысячи нищих, а у тебя пост ли, мясоед ли – все пиршества, ликования и козлогласования. Почему бы тебе на приюты, на церкви, на богоугодные заведения не употребить хотя бы половину твоего богатства? Что сказал юноше Христос? «Если хочешь быть совершенным, то есть спастись – иди и продай имение твое и раздай нищим. За то ты получишь во сто раз больше – на небесах, и притом – богатство нетленное, неувядаемое». Детям и родным оставляешь, – для чего? Чтобы и они шли в жизни широким путем, а не тесным, тернистым и прискорбным, на который указал Сам Христос; да, трудно богатому в царствие небесное войти! Царствуй на земле, царствуй, но оберегись, да помни смерть, истязания на мытарствах, и вечные муки. Веселая твоя жизнь, но горькая может быть расплата за жизнь.

Боже, Боже! Вразуми нас творити святую волю Твою. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle