Источник

92. В тот же день

Уже четвертый день, как Христос воскрес; но отчего мы не ищем Его, ходящего по земле, а стоим у Его гроба? Гроб Его останется навсегда между нами, а Он через сорок дней вознесется на небо. Но где же Его встречать? Где же Его увидеть? Где с Ним провести последние дни и побеседовать? Он велел апостолам и благочестивым женам идти в Галилею, чтобы там видеться с Ним. Почему же не в Иерусалиме? Галилея страна бедная, и города там бедные, и люди бедные. Этим Он поучает святых апостолов и нас тому, что Его скорее можно найти между людьми бедными, нежели между богатыми. – «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих»109, – говорит Бог через Пророка. Вот почему и нам во все эти дни надлежало бы то и дело посещать убогие хижины бедняков: – там встретили бы мы Христа в лице нищих братий, во образе вдов и сирот, нуждающихся во всем. Что сказал Господь, когда увидел святых апостолов? Первые слова Его были: «мир вам»110. Сего-то мира и мы должны желать всем нашим ближним, потому что это такой дар, которым немногие пользуются, и то одни добрые и благочестивые люди. Против мира и спокойствия души весь мир восстает – и люди, и страсти, и грехи, и язык, и все. Что люди сами желают этого мира самым лучшим своим родным и друзьям – это можно видеть на могильных памятниках; но жаль, что люди желают мира не душе человеческой, а телу нашему. Часто увидите на надгробных памятниках надпись: «мир праху твоему» – а ни на одном не увидите надпись: «мир душе твоей, мир духу твоему». Прах всегда мирен – это земля мертвая и пепел, а вот дух: он от грехов – везде ищет покоя, да не находит, особенно дух грешного человека. Покой и мир в одном Боге и от Бога даруется; а если его ты при жизни не искал, то и по смерти не найдешь. Суета ставит на гробах затейливые памятники; но они не дадут мира и покоя духу, и только вызывают ропот из уст бедняков. Спрашиваю: для чего многие ходят к могилкам – на кладбище в настоящие дни? Если для того, чтобы помолиться на гробе своих родных и призвать милость Божию на покойника – это хорошо; а если для того, чтобы на могилке попразднословить, провести время на приятной прохладе – при многообъедении и многопитии; то это не только не доставит мира и покоя умершему, но скорее нарушит покой его. Ты помолись на могилке, да раздай алчущим хлеб за душу покойника, дабы и они помолились; – это будет спасительно для души покойника. Увы! многие отправляются на кладбище, как на лучшее зрелище, где одни веселятся, а другие воют на могилах; то и другое не есть христианское дело, и противно древнему святому обычаю поминовения умерших. Христос есть наше воскресение и наша жизнь: призови имя Христа, воскресшего из гроба, дабы Он воскресил и твоего родного в последний день по гласу архангела – и скажи в молитве: «со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего такого-то, или рабы такой-то»; или «воскресый из мертвых, Христе Боже, воскреси и моего дорогого в день всеобщего воскресения, и помилуй его и меня на страшном суде Твоем». Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle