93. На 5-й день святой Пасхи
«Христос воскрес! Христос воскрес! Христос воскрес!»
Если бы какой-нибудь безумец на это восклицание, вместо ответа: «воистину воскрес», спросил бы тебя: «воскрес, так что ж из этого? Что с того, что Он воскрес»? То ты, христианин, ему на этот вопрос отвечай так: «мы видели и видим много благ, проистекающих от воскресения; но что было бы, если бы Господь не воскрес»? И продолжай: «тогда все было бы для нас потеряно, и как апостол говорит: суетно и бесполезно было бы наше проповедание, суетна была бы и бесполезна вера наша111. Но здесь не то важно, что Христос воскрес; а то важно, что Он прежде пострадал и умер, а потом воскрес; не то велико, что Он воскрес, а то, что Он Сам Собой воскрес, Сам Себя воскресил силой Божества Своего. Воскрес и Лазарь; но не сам собой, а силой Христовой; воскрес и сын Наинской вдовицы, и дочь Иаира, – но все они воскрешены Его силой, а не своей; Он же воскрес силой Своего Божества, а не чужой силой. Другого воскресить легче, нежели самого себя: и пророки и апостолы воскрешали других, но себя воскресить не могли. Он воскрес Сам Собой через три дня – как предсказал об этом; воскрес, прежде пострадавши за грехи всего мира, – пострадал добровольно; пострадал будучи безгрешен; пострадал, будучи Сын Божий; – пострадал и воскрес, убивши смерть и разрушивши ад и выведши из ада всех ветхозаветных грешников. Вот почему важно для нас Его воскресение! А если бы Он не воскрес, то было бы сомнительно и наше воскресение, не исполнились бы ни пророчества пророков, ни Его собственные; и все блага, принесенные нам Его страданиями и смертью, были бы потеряны для нас. Если бы не воскрес, то не учредил бы на земле святой церкви, не сошел бы на апостолов Дух Святой, не были бы даны христианам такие чрезвычайные дарования. Кто бы тогда захотел пострадать за веру во Христа и быть мучеником? Кто уверовал бы во Евангелие? Что было бы с нами без благодати, без даров Духа Святого? Тогда не было бы ни церквей, ни таинств, ни нетленных мощей. А когда Господь пришел на землю, пострадал, умер и воскрес; тогда Он учредил на земле царство благодати, поставил святых апостолов и учителей. Если бы Господь не воскрес, то кто захотел бы умереть за веру и за учение Христово? Кто поверил бы Его второму пришествию? Что было бы с нами без покаяния и причащения! А то Он теперь Глава святой церкви видимой и невидимой – живет всегда и везде духом и телом, и является везде, где нужна Божеская помощь. Он теперь, как по воскресении, живет между нами; Ему теперь покорены все творения, все силы небесные, земные и преисподние. Если тогда, когда Он был мертв, когда лежал во гробе телом, Он Божеством Своим снисходил во ад, и был с разбойником в раю и на престоле со Отцом и Духом Святым, то теперь – когда Он жив, когда Он на свободе, когда жив и телом, и духом, – Он теперь все наполняет, везде обитает силой всемогущего Божества Своего, как всемирный Свет, как всеобъемлющая жизнь – и на небе, и на земле, и везде, – и упрочивает через Святого Духа царство благодати, и ведет каждого христианина в царство славы. Он есть Глава, а святая церковь – собрание христиан, есть Его святое, духовное тело, состоящее из членов видимых и невидимых; ибо может ли быть Глава без тела или тело без Главы? Не для того ли мы питаемся Его пречистой плотью и кровью, что мы Его кости и тело? О, воистину Христос воскрес и мы воскреснем и спасемся, – и, пожив с Ним в царстве благодати, будем жить с Ним в царстве славы вечно, вечно. Аминь.
* * *