Источник

79. В Великий понедельник

О прекрасном Иосифе напоминает ныне святая церковь в своих молитвословиях и песнопениях. Какое поразительное сходство его злостраданий с Христовыми страданиями! – Иосиф братьями продается в Египет, Господь Своим учеником продается; Иосиф отводится в Египет, а Господь возводится на Голгофу; Иосиф искушается в доме Пентефрия, а Господа бесчестят и бичуют во дворе Пилата. Иосиф заключается в темницу, Господь полагается во гроб; Иосиф обогащает Египет хлебом и пропитывает весь свой род, а Господь весь мир насыщает хлебом жизни – телом и кровью Своей. Египет остался неблагодарным за услугу Иосифу: ах! и мир остается неблагодарным за великие Христовы благодеяния! Что ж, остался ли Египет ненаказанным за такие благодеяния и за свою неблагодарность? – Нет! он понес страшные казни, – и затем навсегда проклятие Божие пало на эту землю. А какие казни Божии испытали над собой иудеи? Все, что предсказал Господь – все сбылось над несчастным Иерусалимом и народом. Город разрушен и теперь почти в развалинах; евреи повсюду подвергаются злостраданиям и рассеяны по всей земле92. Что ж? неужели вы думаете, что Господь не накажет и нас за нашу неблагодарность за великие благодеяния, доставленные нам Его страданиями? – Нет! Бог правосуден, – милосердие Его имеет свои пределы. Он нам далеко больше сделал, нежели иудеям. Для них закрыты двери входа в царство благодати; для нас закрыты будут двери царства славы, если мы не будем предаваться подвигам поста, молитвы и самоотвержения. Нам даровал Господь святую церковь, таинства, право на усыновление; но если мы не воспользуемся всеми сими сокровищами Его милосердия к нам, то не предаст ли Он и нас тем злостраданиям, каким подверглись иудеи, да не временным, а вечным? Не проклянет ли Он нас, как ту бесплодную смоковницу, которая не имела плодов и украшалась одними зелеными листьями? – Что пользы от одного имени христианина, которое мы на себе носим, если мы не имеем любви между собой, не имеем веры, оставляем церковь Божию пустой, не имеем елея добрых дел, не подаем щедрой милостыни, не украшаем себя постом, молитвами, делами благочестия и милосердия? Какие мы христиане, если мы имеем не дух евангельский, но дух мира и страстей? Если вместо кротости, смиренномудрия, воздержания, милосердия и взаимной любви, мы ненавидим друг друга, завидуем, тщеславимся домами, богатством, нарядами. Какие мы христиане, если равнодушно смотрим на дома пьянства, разврата и других языческих дел и грехов? Где невинность наша? Где святость жизни, требуемая святым Евангелием? Мы тщеславимся, гордимся, что мы христиане православные, а православия нашего вовсе нет у нас: посты в презрении, праздники в поругании, храмы Божии посещаются одними бедняками, или нищими – только ради милостыни, дома наши наполнены одними грешниками – что доброго в нас?

Господи! пострадавший за грехи наши – вразуми нас и просвети светом Боговедения и настави на путь истины. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle