80. В Великий вторник
Ни в одно время, ни в один день Своей жизни Господь наш Иисус Христос не сказывал таких грозных речей во храме перед лицом знатных иудеев – фарисеев, саддукеев и законников, и никогда так много не говорил Он, как в день настоящий. Грозна Его речь о втором Его пришествии, о разорении Иерусалима, дивны и премудры Его ответы против всех хитрейших возражений фарисейских о подати, седмибратней жене, о заповедях – до того, что никто после этого не мог ни спрашивать Его более, ни возражать; явным же обличением лицемерия фарисеев, их тайных порочных и беззаконных дел и словами: горе вам лицемеры! возбудил в сердцах их страшную злобу против Себя93. А верующим в Него сказал многознаменательную притчу о десяти девах и даруемых нам от Бога талантах.
В притче мудрые и юродивые девы поучают нас тому, что самые высокие дарования и способности наши могут остаться бесплодными без добрых дел, как светильники без елея. Юродивые девы не имели добрых дел, – оттого светильники их угасли. Упустишь время делать добро, и никогда уже его не возвратишь. И притча о талантах весьма многознаменательна. Всем нам Господь дал те или другие важные дарования; но многие не радят об умножении их: один мог бы знать грамоту, да не хочет учиться; другой имеет доброе сердце, да убивает и развращает оное пьянством и роскошью; тот губит жизнь своей леностью и нерадением; а сей, гоняясь за тенью славы и почестей, занимается такими суетными делами, которые по смерти обратятся ему в укоризну и в поругание. За такое злоупотребление дарами Божиими, Господь отнимет от нас все то, что мы теперь имеем, и отдаст неимущему. Вечная потеря всего лучшего и всего святого угрожает таким нерадивым рабам!
Не удивительно, если иудеи, мучимые ненавистью и завистью к Иисусу Христу, не хотели вразумиться такими поразительными и грозными речами Христовыми; мы, христиане, которые видим исполнение слов и предсказаний над иудеями, – почему мы столько беспечны о своем спасении. Неужели и нас, как иудеев, заключил Бог в противление94; довел нас до того, что мы или вовсе не внимаем грозным словам нашего Судии и Бога; или, видя все – не видим ничего, слыша все – не слышим ничего, и знать ничего не хотим? Горе нам, что мы предаемся такому лицемерию, как и фарисеи! Любим принимать приветствия в собраниях, любим почести и титулы, обираем хитростью бедных или заставляем работать на себя; живем и роскошествуем трудами бедняков, не страшимся соблазнять других и словами гнилыми, и неприличной жизнью; а что тайно делаем на ложах своих, о том срамно есть и глаголати. Не может из нас никто похвалиться елеем добрых дел, и если евреи названы змеями и порождениями ехидны, то чьи порождения мы, осквернившие рождение наше в купели произвольными грехами? Такая ли участь ожидает нас, как евреев? Нет! в самом аде глубочайшее место займем мы в преисподней – за глубокое презрение своего великого назначения и всякой святыни. Не вем вас95, «не знаю вас, кто вы таковы; но вы не мудрые, но юродивые, не истинные христиане, но ложные, лицемерные», – скажет нам Господь. Аминь.
* * *