Источник

78. На тот же день

Наступает Страстная и великая седмица, – страстная, ибо во дни этой седмицы пострадал Сын Божий за грехи всего мира; великая седмица это, ибо пострадал величайший под небесами Христос Господь, Который оказал тем миру и человекам величайшие благодеяния: разрушил долговременное царство диавола, низложил сильного дракона – древнего змия, начальника началородной тьмы и виновника всякого зла и греха – диавола, попрал смерть, расторгнув ее утробу, разрушил ад и отнял всякую власть над человеками у сатаны, разорвал заклепы ада и разбил врата его, сокрушил, расхитил все его оружия, победил грех, снял проклятие, отверз для нас двери рая; небо доступно стало человекам, люди соединились с ангелами, разрушено средостение между Богом и человеками; – Сын Божий примирил небесное с земным. Вот почему Страстная неделя называется великой, и даже весьма великой, – за то и христиане древних времен старались со своей стороны показать великую любовь к Спасителю мира и всегда ознаменовывали эту седмицу великими по возможности подвигами и добрыми делами. Глубоко сочувствуя великим страданиям Сына Божия и великим благодеяниям, теми страданиями нам дарованным – все христиане первых времен предавались строжайшему посту – так, что одни постились, вовсе не вкушая пищу во всю седмицу, иные до пятка, иные до среды не вкушали ничего; слабейшие подкреплялись сухоядением, – повергались долу и проливали благодатные слезы; иные удручали себя всенощными и вседневными молитвословиями, непрестанным бдением; раздавали одни перед другими щедрую и богатую милостыню, посещали темницы, больницы; цари давали свободу неважным преступникам, судилища и присутственные места прекращали всякие свои дела; давалось отдохновение рабам и скотам, – все, говорю, наперерыв старались украсить дни эти милостынями, постом, бдением, слезами, молитвами и всякими добрыми делами благочестия и милосердия к бедным. Спрашиваю: так ли мы, нынешние христиане, проводим дни страстной и великой недели? Ах! горько подумать, до какой неимоверной степени оскудело между нами благочестие! Церковь завтра же опустеет почти до самой Пасхи; никаких великих подвигов поста и молитвы мы не увидим между христианами; во дни эти страстные никто почти и не думает о бдении во храме, о молитвословиях, о слушании божественного Евангелия, о посте, о посещении темницы, больницы, о раздавании щедрой милостыни, – сама Голгофа, на которой висит образно распятый наш Христос Господь – пустеет. Лютые времена, горестные времена ныне настали! – Все христиане нынешние в эти великие и страшные дни, отуманенные каким-то бесчувствием, потерявшие вовсе страх Божий, скрываются от Христа в домах и все свои труды и внимание обращают на обновление и украшение тленных одежд, на умножение и приготовление в доме многоразличных яств и напитков. Бедное христианство, несчастное христианство нынешнего времени, – никого даже из величайших грешников не видим мы во храме у подножия креста Господня в эти страшные дни. Таковы ныне стали лютые времена, таковы бесстрашные христиане! За то они теряют и потеряют все из великих благодеяний Христовых – и на земле и на небе.

Гряди, Господи, на вольную страсть ради нашего спасения – и потерпи нам, ибо мы сами не знаем, что творим. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle