77. На тот же день
Се царь твой грядет к тебе кроток и спасаяй. (Мф. 21:5).
Не для того ли вступает царь на престол, чтобы кротко и мудро управлять народом своим и спасать его от всяких бедствий и злостраданий, от врагов внешних и внутренних? Не каждый ли мудрый и благоразумный царь, принимая на себя тяжкое иго управления народом своим – скорее будет скорбеть и печалиться, делаясь слугой и безмерным трудолюбцем для всех и каждого; нежели станет радоваться, приняв на себя такое бремя служения, которое навсегда должно лишить его спокойствия и всяких удовольствий жизни? Но Христос Господь, вступая на престол Давидов и принимая на Себя добровольно бремя царствования не временным только – благодатным царством, куда призывал Он все народы, но и царством славы – царством вечным – должен был вступить в открытую борьбу не только с врагами видимыми, но и с невидимыми – с темным царством зла, чтоб восторжествовать и одержать победу не только над злобой человеков, которых возлюбил до конца, но и над всей злобой злых духов, и победить смерть и царство ада. Удивительно ли, что Господь, увидев Свой возлюбленный Иерусалим и ослепленный против Него злобой и завистью народ, заплакал: видев град плакася о нем91. Несчастные иудеи не только не признали Его своим царем, но признали за необходимое подвергнуть Его лютейшим мукам – крестной смерти: – и Он все это видел, и предвидел, что темные силы, управляя злыми сердцами, готовят Ему вместо царского – терновый венец, вместо скипетра и державы – трость в руку Его, вместо трапезы – оцет, смешанный с желчью, вместо царского украшения – бичевание, прободение рук и ног острыми гвоздями, сердца – острейшим копьем, и вместо царского ложа – крест со всеми ужасами крестной, самой мучительной смерти! Не царствовать, говорим, но еще только купить это царство тяжкими страданиями идет кротчайший Иисус, грядет исполнить волю и Свою, и волю Отца Небесного; не для того идет, чтобы Ему служили; но чтобы послужить роду человеческому и предать душу Свою на страдание и смерть за всех; чтобы истощить Себя страданиями, и быть послушным Отцу Своему до смерти, смерти же крестныя. Вот почему Господь, увидя возлюбленную дщерь Сиона, город Иерусалим, плакася о нем. Но подумайте, христиане: как иудеи, ослепленные завистью и злобой, поступили так жестоко и бесчеловечно со своим Царем, Господом и Спасителем; – не так же ли и мы, ослепленные тяжкими грехами всякого рода, не так же ли бесчеловечно и безжалостно поступаем с Ним, когда, открывая ему дверь нашего ума и сердца – дверь души нашей и держа в руках знамение победы над самими собой и над своими страстями – эти ветви от ваий, – вместо того, чтобы распять себя со страстьми и похотьми и умереть навсегда греху, причащаясь пречистого тела и крови Его и принимая эту святыню, потом опять грешим? Проходя путь поста и молитвы и поприще покаяния, опять наравне с иудеями восстаем на Господа и на Христа Его: и распинаем Его в себе нашими страстями и грехами, и продаем Его за каплю удовольствий земных, и устрояем себе не спасение наше, но погибель; да еще не временную, но вечную?
Не один наш возлюбленный Жених, но все святые, все ангелы – оплакивают, быть может, наше ослепление, нашу погибель. О, если бы мы уразумели день и час нашего спасения, а не погибели нашей!
Господи, Господи! грядый на вольную страсть ради нашего спасения, прежде нежели мы погибнем во грехах наших, спаси нас. Аминь.
* * *