Источник

71. На день Воскресный и на Благовещение

Кому нам ныне воздавать большую честь? Кого больше прославлять нам? Сына ли Бога, воскресшего из мертвых или пренепорочную Деву Марию, благовествующую нам от лица архангела Гавриила о зачатии Сына Божия? Оба события велики, оба события всерадостны, вожделенны и многознаменательны. Но так как воскресение Христово мы часто празднуем, а Благовещение однажды только в году, то обратим наше благоговейное внимание к последнему событию. Нет! оно должно быть первое по времени; ибо, если бы не было Благовещения, то не было бы зачатия, и рождества, и воскресения Христова.

Самое начало сего праздника чрезвычайно величественно: «с нами Бог – разумейте, язы́цы» – воспевает в начале богослужения святая церковь, – «с нами Бог». Кажется, довольно и сих слов для того, чтобы нечаянно, неожиданно возрадовался христианский мир, и замолк мир языческий: воссияло для нас Солнце правды – и покрылось вечной тьмой царство мрака и заблуждений. Все события древние – прообразовательные – предвозвещали о пришествии Сына Божия на землю: и лествица, Иаковом во сне виденная, и Чермное море, немокренно пройденное израильтянами, и купина горящая и несгораемая, виденная Моисеем, и столп огненный и облачный, и скиния свидения, и ковчег завета, и стамна златая, и жезл Ааронов, принесший цвет, и седмисвещник, и руно Гедеоново, и врата, пройденные одним Богом и навсегда оставшиеся затворенными; и вот ныне на самом деле исполнилось то, что было предсказано и предизображено пророками и прообразовательными событиями: Бог является на земле, зачинается во утробе пренепорочной Девы Марии. Кто мог думать и гадать, что к незнатной сироте – пренепорочной Деве – будет посольство от Самого Бога? Воспитывалась при Божием храме, вручена на пропитание незнатному старцу, в виде обрученной Девы, жила в Назарете, незнатном городе, под крышей дома древодела Иосифа. Кто из знатных и богатых того времени мог обратить внимание на Всецарицу Богородицу, послужившую орудием спасения всему роду человеческому? Да и теперь смотрит ли кто на убогую добродетель? Мир всегда наружностью только поражается, для него высокие добродетели под убогой крышей не имеют никакой цены; а между тем пророк сказал, что вся слава дщери Царевой, то есть Девы Марии – внутри Ея80; там царство и блеск всех пренебесных добродетелей. Там, в пренепорочной Деве Марии, зачатый от Духа Свята, Виновник всякой славы земной и небесной: где Бог, там всякая слава и все славное. Благочестивая и благоговейная душа, приникни к этой глубочайшей тайне: но не дерзай вдумываться в ее сущность. Сама Мария с изумлением и с некоторым недоумением вопросила архангела: како будет сие? и когда архангел сказал: Дух Святый найдет на Тя, – то и Пресвятая Дева замолкла, сказавши только: будь Мне по слову твоему.

Мати Божия – Спасительница всего мира, принявшая во утробу Невместимого, молись за наш грешный мир, погибающий во грехах – и прежде даже не погибнем – спаси нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle