Источник

70. В тот же день

Между святыми и праведными, при всякой встрече, и речь бывает святая и обращение праведное и святое. Архангел Гавриил вошел к Деве Марии, – Гавриил – дух бесплотный, посланник Божий. Пресвятая Дева Мария смутилась от слов его, ибо он, вошедши к Ней, сказал: «радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между женами»; но Она этого как бы не поняла сразу, ибо размышляла, – что бы это было за приветствие? «Не бойся, Мария, – продолжает Ангел: – ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя – Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки и царству Его не будет конца». Все эти слова Мария хорошо и ясно уразумела, ибо знала хорошо и Давида и Иакова патриарха, и обетования, данные им Богом: Иакову Бог обещал от потомков его произвести одного сына, или от колена его одного вождя народного, или царя; а Давиду царю обещал Бог посадить на его престоле одного из его потомков, от его семени, его рода и племени. Читая священные книги, Пресвятая Дева, знала это обетование и могла понять, что это обетование могло исполниться и на Ней; но одно еще оставалось недоразумение: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» – т. е. я действительно нахожусь под покровом старца Иосифа, и хотя обручена ему в жену, но я дала обет Богу на всю жизнь оставаться девой, как бы так сказала: «я мужа не имею и иметь не желала бы». «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; почему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим. Твое дело согласиться с волей Божией и изъявить только на то согласие и желание, подчиниться воле Божией – вот и все».

«Вот, – продолжает ангел, – и Елисавета, родственница Твоя, называемая бесплодною, – так как она от природы бесплодна и не имела детей, – и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария сказала: «се раба Господня, да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел. Вот весь разговор пренепорочной Девы Марии с ангелом.

Думаю, что долго еще размышляла Пресвятая Дева о словах ангела и верно стала в святых книгах прочитывать обетования, данные Богом Давиду и патриарху Иакову. Верно, долго и долго еще молилась Она, чтобы Господь еще более вразумил Ее о сем великом с Ней событии; ибо Бог захотел Ее возвеличить перед всеми женами, несмотря на бедную и незнатную обстановку настоящей Ее жизни в Назарете. Затем, по указанию ангела, пустилась в далекий путь, навестить родственницу Свою Елисавету, и была, и посетила, и утешилась с ней взаимными беседами об обетованиях Божиих, и через три месяца возвратилась в Назарет.

Сколько простоты и святости в рассказе святого Евангелиста об этом тайном, но великом для мира и для пренепорочной Девы Марии событии! Божие дело по Божьему исполняется. Знал Господь, кому передать тайну, сокрытую от век и от родов, и на ком и через кого выполнить Свою святейшую волю, Свое предвечное предопределение. Среди грешного мира одна пренепорочная Дева Мария достойна была соделаться Матерью Сына Божия. Сколько плакала Ева, что потеряла рай, столько Мария радовалась, что через Нее возвращается потерянный рай. Смиренная и простая, но вместе Богоблагодатная – достойна того, чтобы весь злосчастный мир непрестанно величал Ее и прославлял Ее, как честнейшую херувимов и славнейшую серафимов. Она, Она спасает грешный мир от вечной погибели. Будем же Ее держаться, перед Ней чаще оплакивать наши грехи, окаянство, – да вымолит Она прощение у Сына Своего и Бога и спасет души наши. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle