Источник

69. В тот же день

В день Благовещения приятнее всего послушать благую весть; услышать святую, благую и вместе радостную речь, разговор между небесным посланником и земной обитательницей, между архангелом Гавриилом и пренепорочной Девой Марией. У посланника царского и одежда, и обращение, и взор, и речь – все царское. Архангел Гавриил посланник Царя Небесного: Сам Бог научил его, кажется, тому, что и как сказать, и какими словами передать робкой и смиренной Деве великое Божие дело, – тайну сокрытую от век и от родов, от ангелов и человеков. Если наше грешное сердце чувствует при разговоре с человеком: добрый ли он или нет, – кроткий ли, благонамеренный ли, мирный ли человек говорит к нам, или лукавый, злонамеренный; тем более могла Пресвятая Дева Мария угадать дух и силу речи и слова архангела: небесный, полувоздушный лик архангела; кроткий, но блестящий свет очей; целомудренное, и вместе серьезное, но простое, кроткое и святое обращение, – все это открыло перед взорами целомудренной и святой Девы великого, небесного и важного посланника Божия. Мы, когда другому передаем на словах что-нибудь важное или тайну какую, то начинаем говорить стороной, заводим речь издали; Архангел прямо открывает тайну, сразу; но речью самой радостной, отрадной, дабы предвосхитить сердце пресвятой Девы, быть может, печальное или грустное, дабы возвысить ум от земных вещей к небесным: «радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». В этих словах, кажется, все сразу сказано; а между тем все это было прикровенно, все непонятно, и когда задумалась при этом пренепорочная, то архангел решился сразу все ей открыть: «радуйся, исполненная благодати и великих добродетелей, – Ты благословенна Богом, Ты приобрела любовь Божию, и Бог хочет, чтобы от Тебя родился Сын, Которого Ты назовешь Иисусом; Он будет Сыном Божиим, Он будет царствовать на земле и на небе бесконечно, вечно», – так мы кратко изображаем речь Архангела. Сразу святая и великая душа пренепорочной Девы Марии поняла это великое и важное дело. Одно недоумение, одна тайна для нее осталась еще неразгаданной: Она Дева, давшая Богу обет девства в том, что Она останется навсегда Девой. И эту тайну открыл Ей архангел: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя», то есть – «это дело Божие, а для Бога все возможно, возможно сделать то, чтоб Ты, как была Девой, и осталась навсегда девой: Бог идеже хощет побеждает естества чин, так же, как возможно было Ему бесплодной Твоей родственнице Елисавете даровать сына на старости лет; и вот она за шесть перед сим месяцев зачала сына». – «Се раба Господня, да будет по слову твоему и по воле Божией». Сим и речь кончилась, и архангел отошел от Нее. Сколько святости, простоты, сколько радостного и великого усматривается во всем этом разговоре пренепорочной Девы Марии с архангелом! По всему видно, что Она знала посланника Божия, и святое предание говорит, что еще во храме Соломоновом, где Она воспитывалась, – он приносил Ей хлеб ангельский. Сей самый ангел явился во храме за шесть месяцев перед сим священнику Захарии; но там совсем иначе поведена была речь. Архангел должен был еще объявлять о себе Захарии – кто он, ибо сказал: «я Гавриил, предстоящий перед Богом», – и старец не вдруг поверил его словам о зачатии Иоанна Предтечи, за что и был наказан немотой и глухотой до времени исполнения предсказания.

Разговор архангела Гавриила с пренепорочной Девой Марией да научит нас тому, – с какой любовью, прямотой мы должны обращаться с ближними, и если говорим что, – то должны говорить дело и к делу и благоприлично. Сколько язык наш грешит при разговорах; сколько пустых, праздных и нередко гнилых слов мы передаем ближнему нашему! Мы должны из сердца нашего выносить и словами передавать одни святые, кроткие и любвеобильные речи, чтобы они были приятны и Богу, и ближним. Судии и Богу все открыто – и мы будем некогда за всякое наше слово отвечать перед Богом. Слово дает жизнь, и слово наносит смерть.

Пренепорочная Дево Марие! Ты родила Царя Небесного; Ты – благая, всемилостивая и премилосердая – умоли Сына Своего и Бога, да соделает Он и нас причастниками царствия Своего. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle