Источник

68. В тот же день

Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий. (Ис. 9:2).

А как приятно, когда в глуши – среди глубокой темноты и мрака, вдруг увидишь огонек! Сколь же отрадно было язычникам, населявшим Галилею – увидеть среди себя свет пренебесный, свет учения откровенного; увидеть Самого Учителя небесной мудрости. Но нынешнего дня явилась только заря этого света: ныне архангел только возблаговестил о зачатии от пренепорочной Девы Марии, через Духа Святого, Бога Слова; свет только засиял еще в сердце пренепорочной, блеснул только огонек в хижине древодела Иосифа, – и все опять сокрылось до времени среди ночной тишины, – во глубине святого сердца пренепорочной Девы Марии.

Премилосердый и преблагоутробный Бог не возгнушался Девического чрева, не презрел убогой хижины Иосифа, не отвратился от бедного града Назарета, не оставил в глубоком невежестве презренную Галилею, наполненную бедняками рыболовами, потому только, что в этой убогой стране, в этом бедном городе и доме жила убогая по наружности, но богатая по внутренности – пресвятая и пренепорочная Дева Мария. На Ее неистощимую пренебесную сокровищницу добродетелей, на Ее смиренное и покорное Богу сердце воззрел Господь, а не на богатых мира сего: призре Господь на смирение Мое, – Сама Она сказала.

Итак – не скорби о своем убожестве, о своей бедности, а скорби о скудости добродетелей; не печалься о рубищной одежде, а проливай слезы, что не можешь освободиться от пелен греховных. Не терзайся душой, что живешь в землянушке, а сокрушайся сердцем, что носишь на себе храм тела, весь грехами оскверненный. Не на лица зрит Господь, а на смирение сердца; не на пышные наряды взирает, а на благочестие и добрые дела. Мог ли Бог послать пренебесного слугу своего – светоносного архангела Гавриила к Деве Марии в полночь, если бы не видел, что Она в каждую ночь стоит на молитве или читает Божие писание? Мог ли возвещать Ей столь великую тайну, о плотском рождении единородного Его Сына – тайну от вечности предназначенную, сокрытую до времени от век и от родов, от ангелов и человеков: если бы не знал Ее чистоту и святость, достойную быть вместилищем Невместимого – престолом живого Бога? Мог ли вездесущий Бог не указать Своему архангелу Гавриилу на Назарет и дом Иосифа, если бы прежде не знал Ее и не сохранял бы Ее во храме Божием, и не поручил бы хранение Ее девства святому и праведному старцу Иосифу? Он знал, что Пресвятая будет в состоянии сокрыть эту тайну до времени, пока родится зачатый от Духа Святого во чреве Сын Божий; Он знал, что Он родится, согласно пророчествам, в Вифлееме, убежит со старцем и Матерью в Египет, и, согласно же предсказанию пророков, поселится до известного времени в Назарете.

Здесь воссиял свет воплощения Бога Слова, здесь услышан был первый глас Его, призывающий к покаянию, – здесь – из среды убогих рыбаков – избраны святые апостолы; здесь более, нежели в Иерусалиме – люди язычники увидели великий свет пренебесного учения; здесь нерождавшая и неплодная св. церковь принесла первые плоды – сынов своих в житницу Христову; – здесь отторгнуты жестоковыйные богоубийцы иудеи, и вступили в стадо Христово презираемые язычники, для которых поистине воссиял пренебесный свет, и этот свет увидели люди, сидевшие много веков во тьме неведения Бога и в сени смертных и тяжких грехов. Ах! и среди нас этот пренебесный свет сияет, но мы – омраченные тяжкими грехами – слепотствуем и не видим этого света: грешник во тьме ходит.

Покаемся, христиане, исправим жизнь нашу, пока есть день и пока сияет этот свет, – наступит ночь смерти – и тогда невозможно уже будет покаяние. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle