Источник

67. В день Благовещения Пресвятой Богородицы

От Назарета может ли что добро быти. (Ин. 1:46).

По человеческому воззрению и рассуждению точно малый город Назарет не стоил никакого внимания, но по Божьему милосердию и благоснисхождению Назарет вышел лучше всех городов, бывших во владыках Иудовых. Пророк давно это предсказал: «ни чимже меньше еси во владыках Иудовых; почему? из тебе бо изыдет вождь, иже упасет люди моя Израиля»76. В нем находилось такое сокровище, подобного которому не бывало под солнцем. Там жила пренепорочная Дева Мария, – там было одно и единственное место, куда Бог сшедший с небес мог, так сказать, ступить Своей ногой; там была смиреннейшая и святейшая раба, во утробе которой мог вместиться Невместимый Христос Бог; там обрелась лествица, виденная Иаковом; там (как в Чермном море) был начертан образ неискусобрачной Невесты; туда на непорочнейшую по рождестве Еммануилове, оставшуюся нетленной, Деву, указывала купина горящая и несгораемая; там был столп огненный и облачный, который должен был вести человеков к горнему Иерусалиму; там обитала скиния свидения, кивот завета, стамна златая, которая носила манну – плоть и кровь Сына Божия, питающую и оживотворяющую верных; там возвышался престол Вседержителя, перед коим с благоговением предстоят херувимы; там златой свещник, осиявший весь мир светом; там было руно Гедеоново, на которое пала роса небесная, когда вся земля была суха от грехов; там были врата затворенные, через которые прошел один Бог. Мало ли в Назарете было сокровищ и преимуществ? Главное в Назарете было то, что в нем родился Сын Божий, – Богочеловек, Слово стало плотию77, – там, говорю, жила честнейшая херувимов и славнейшая всех серафимов – преблагословенная и пренепорочная Дева Мария; туда с неба Гавриил был послан; там Дух Святой осенил пренепорочную Деву Марию, – там Бог Слово воплотился. Да, – ни в какой другой стране, но только в бедной Галилее; ни в каком другом знатном городе, но только в малом и презренном Назарете Бог мог найти для Себя пречистую Матерь. Почему? Потому, что Он пришел на землю не праведников, но грешников спасти: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние78, Сам Он сказал.

Слышите ли, братия мои, смиренные и грешные, – слышите ли о великой и неизмеримой любви Божией к нам грешным и недостойным? Что может быть беднее и злосчастнее в сем городе этих избушек, этих землянушек, на которые с презрением указывают люди гордые, люди знатные и богатые? Но помните, что к вашему убожеству пришел Сын Божий и зовет вас к вечному спасению. Братия и сестры! смирим же себя под крепкую руку Божию; понесем со смирением такое иго бесславия, может быть, нами заслуженное. Признаем себя перед Богом презренными и всякого уничижения достойными по грехам нашим; – станем непрестанно плакать и воздыхать о грехах наших, как оный мытарь, и вопиять: «Боже, милостив будь к нам грешным»; и вместе станем питать глубокое утешение и крепкую веру в то, что Господь пришел на землю призвать не праведников, – но грешников на покаяние, и нас, зовет Он, нас, удрученных бедностью и еще более обремененных всякими тяжкими грехами и лишенных всяких добродетелей, говоря: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы79.

Ах! возьми с нас, Господи, тяжкое бремя грехов наших – и упокой нас в собрании праведников. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle