Источник

72. На день Благовещения

Сидел некий преступник в глубочайшей темнице и со дня на день ожидал себе казни; и вдруг неожиданно увидел свет и услышал от темничного стража, что ему по милосердию царя даруется свобода. Что могло быть приятнее сей вести для человека, ожидавшего лютой казни? До пришествия на землю Сына Божия все человеки сидели во мраке грехов и беззаконий, заключены были в руки бесов, были под проклятием Божиим, ожидали только себе безотрадной смерти, – и вдруг прилетает с неба ангел и приносит весть о том, что грехи миру прощаются, что люди от смерти и ада освобождаются и скоро явится на землю Тот, Который имеет в руках ключи ада и смерти, Который освободит людей от тяжких уз греха, проклятия, смерти и ада, – что отраднее этого могло быть для грешников?

Это событие случилось в нынешний день и, быть может, – и в час сей, когда архангел Гавриил возблаговестил пренепорочной Деве Марии о зачатии от Нее через Духа Святого Богочеловека; «радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего»! Но как не поскорбеть, что нашлись между человеками такие, которые не порадовались этому всемирному счастью? Нашлись грешники, для которых мрак грехов казался приятнее света благодатного, которые свыклись с грехами и беззакониями, для которых узы рабства греховного и дружба с темными силами отраднее царства свободы, света и блаженства. Такие грешники и прежде были, и теперь есть, и будут. Всегда свет учения Евангельского ослепляет их душевные очи: великость дарований Божиих для них необъятна, сила благодати непонятна, страдание Сына Божия за грехи всего мира невразумительны; путь креста узкий, тернистый и прискорбный им не по сердцу; – они желали бы, чтобы в рай вел путь широкий, чтобы им дозволялось жить в страстях и похотях; чтобы Царствие Божие, царствие славы, было на земле совместно с царством мира, освящены и дозволены были бы все страсти, все грехи; чтобы не благодать нас озаряла, а мрачный разум; чтобы не свободой христианской, но свободой лукавой воли дозволено было им жить и действовать; чтобы не духом Божиим им водиться, а мудрованиями плоти и обычаями сего лукавого и прелюбодейного мира; чтобы не благодатные утешения, а сласти были их стихией жизни; чтобы и земные сокровища были их достоянием, пьянство и разврат – правилами их временной жизни. Но пусть же мраколюбцы и миролюбцы не забывают, что жизнь наша на земле кратковременна, что все удовольствия на земле заражены ядом греха; что радующиеся и веселящиеся на земле наследуют вечные слезы на небе; что рабы греха не могут быть чадами свободы; что жизнь будущая, вечная, куплена дорогой ценой – страданиями Сына Божия; что любящий жизнь временную не получит жизни вечной; что не сбросивший с себя пелены греховные плотского и ветхого человека, и не одевшийся в нового человека – в образ Христа – не будет принят в чертог Божий разукрашенный; что грешник, умерший во грехе, понесет вечное проклятие и наследует муки вечные.

Мати Божия! Царица Небесная – обрадуй нас перед нашей смертью совершенным освобождением нас от уз греховных, как обрадовал Тебя радостной вестью св. архангел Гавриил. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle