Источник

7. В день обрезания Господня

В настоящий день Господь наш Иисус Христос был обрезан по закону Моисея и получил многознаменательное и достопоклоняемое имя «Иисус», предсказанное ангелом. Два сии события для нас чрезвычайно важны и назидательны. Не нужно было обрезание плоти безгрешному Спасителю; но, как Творец закона, Он сам выполняет в точности закон Божий. Для нас необходимо обрезание, но не плотское, а духовное; потому-то вместо обрезания мы принимаем крещение в воде. Обрезание духовное, – что это значит? О! много кое-чего приходится нам обрезать, отнять от себя! Сухие и даже свежие ветви, лишние у дерева, обрезывают для того, дабы дать силу другим ветвям окрепнуть и вырасти. Спросите же: сколько у человека наростов душевных? Все страсти у человека и похоти, как-то: блуд, прелюбодеяние, сластолюбие, гордость и другие бесчисленные грехи – суть наросты; потому-то св. ап. Павел называет их членами души и говорит: умертвите уды ваши, яже есть блуд, прелюбодеяние и похоть злую6. Если хочешь отрезать какую-либо страсть, то умертви ее, чтоб она не была в тебе живущей, животворящей, – умертви ее, укроти ее, пусть она в тебе занемеет. Из этих-то наростов и страстей в нас возрастает ветхий, греховный, плотский, мертвый, душевный и безблагодатный человек, который препятствует возрастать новому, благодатному, оживотворенному Духом Святым, человеку.

Вот почему св. ап. Павел советует нам сбросить с себя ветхого человека и облещись в нового, созданного по Богу в правде и в преподобии истины7. Для того то мы и возрождаемся через крещение или просто рождаемся, возрастаем через миропомазание, очищаемся через покаяние и, соединившись через причащение со Христом, возрастаем в меру возраста исполнения Христова8. Как иной садовник через прививку соединяет одно дерево с другим, так и мы, соединившись со Христом, делаемся новым человеком. Страсти все и грехи умерщвляем молитвой, постом, силой благодати Божией; а добродетели Евангельские приобретаем подвигами, трудами, старанием и усердием возобновляем в себе, вкореняем, насаждаем и делаемся из ветхого, греховного – новым и святым человеком. Кто этого не делает, об этом не печется, тот дает жизнь и силу царствовать в душе и теле греху и возрастать ветхому, греховному человеку и всем грехам дьявольским, – он есть раб греха, добыча смерти и ада. А кто, следуя повелению Господа – хощет спасти душу свою, – кто погубит ю9, умертвит в себе ветхого человека со всеми страстьми и похотьми; тот возрастет в нового человека, насаждая в себе все добродетели Христовы; тот сделается сыном Божиим по благодати, наследником рая, и будет жить и блаженствовать на небе со всеми ангелами и святыми. Не знаю, – уразумели ли вы это? О! если бы Господь дал, чтобы уразумели!

Господи, Иисусе Христе! – Ты обрезан был, как осьмодневный младенец, – обрежи наши многолетние наросты, или грехи и спаси нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle