Источник

6. В тот же день

Что за чудная жизнь человеческая? Что это за время, которым измеряется наша жизнь? Прошедшее время пробежало и не возвратится; будущее не в наших руках, и не наступило еще; настоящее минутами пробегает – ускользает так, что и не удержишь его; а между тем человек гоняется за временем, как за своей тенью и никогда его не уловляет; а время его непременно уловит и предаст в вечность. Есть люди, есть целые общества, которые, кроме тяжких трудов – ничего более не знают. Есть люди, которые, кроме удовольствий и сна – ничего более не делают. Есть человеки и общества, которые кроме злостраданий и бед – ничего лучшего не испытывают. Но те и другие и третьи бегут один за другим к дверям смерти и этого не примечают.

Мало таких, которые, ложась спать, спрашивают себя: «что я сегодня доброго сделал»? Еще менее таких, которые, отходя ко сну, спрашивали бы себя: «что я худого ныне сделал»? Еще менее таких, которые, ложась спать, говорили бы: «я ничего не сделал». Посмотрите на мир: сколько вы встретите таких, которые весьма хитро да мудро живут, а умирают еще хитрее. И это почему именно? – Потому, что люди не имели в своей памяти смерти и гневались даже на тех, которые напоминали им о смерти. Спросите: какой урок мы должны первый задать себе к новому году? – Тот, чтобы нам помнить о своей смерти: – этот урок важнее всех прочих, ибо он научит нас тому: как жить нам, чтоб не грешить. Как жить, чтоб нечаянно не умереть? Как жить, чтоб неготовыми не явиться на суд Божий? Из протекшего года мы должны помнить не то, кому мы добро сделали, а то, кто нам добро сделал. Не то, кто нас обидел, а то, кого мы обидели. Не то, сколько раз мы были в церкви, а то, сколько раз не были. Не то, сколько раз подали милостыню, а то, скольким человекам отказали в оной. Не то, сколько раз постились, а то, сколько раз нарушали святой пост. Вообще, – упущение по обязанностям к Богу и ближним мы должны крепко помнить, потому что за все это взыщет с нас Бог. Поэтому, христианин, не добродетели свои помни, а свои грехи, свои падения, отступление от Евангелия, от постановлений матери-церкви, от Бога: потому что Бог всемогущ – и будет время, когда перед взорами твоими предстанут все грехи твои.

Смотри – Господь дарует тебе еще новый год. Кто знает? Быть может, этот год будет для тебя уже последний, да и то неполный. В Его святой воле дать тебе этот год или не дать; но и в твоей воле состоит выпросить его или не выпросить, заслужить его или не заслужить, потерять или получить, прожить его с пользой для себя или со вредом. От тебя зависит, говорю – быть достойным его или не быть; ибо у недостойного Господь отнимает и последний талант и отдает его имущему десять талантов. Иной, смотришь, здоровый и крепкий – свалился и умер, а другой живет себе, да и живет, и многих переживает. Дорожи временем не для прибыли денег, а для получения спасения; исправляй по возможности жизнь свою; отставай от старых грешных привычек, примись за добрую и благочестивую жизнь, – забудешь старые грехи, покаешься – и Бог забудет и простит тебе все. Берегись впредь искушений диавола, а более самого себя и своих страстей.

Господи! поддержи нас на пути жизни нашей. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle