Источник

8. На тот же день

В нем (во Христе) вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. (Кол. 2:11).

Празднуя ныне начало нового года, мы вспоминаем в нынешний день еще два глубокознаменательных события в жизни Господа нашего Иисуса Христа: Его обрезание, в восьмой день по закону Моисееву совершенное, и наименование Его – «Иисус».

Господу нашему Иисусу Христу, Который пришел на землю для спасения нашего, нужно было исполнить весь закон Моисеев, весь ветхий и новый завет: для сего-то Он и принял обрезание и крещение, – в знаменование притом и нашего духовного обрезания, – обрезания страстей, как написал апостол: в Нем (Иисусе Христе) вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым.

Имя Иисус значит Спаситель, – оно дано Ему Ангелом еще при Его зачатии. Это имя столько славно, сильно и могущественно, что не только христиане – даже язычники произношением сего имени изгоняли бесов и исцеляли всякие болезни. Да и Сам Господь перед вознесением Своим сказал: именем Моим бесы ижденут10. Надобно удивляться, почему нынешние христиане не пользуются этим святейшим именем при изгнании бесов и исцелении болезней? Усматриваем тому две причины: первое – маловерие; вера ныне крепко оскудела между христианами; а оскудела от того, что они ведут не христианскую, но языческую жизнь: в сластях и страстях проводят жизнь свою. Разве трудно при изгнании беса сказать: «именем Иисуса Христа повелеваю тебе, нечистый душе – выйди из человека»? Или сказать: «Господи Иисусе Христе! исцели, уврачуй от болезни такого-то раба Твоего»? – Без сомнения – все это нужно говорить с полной верой в достопокланяемого Иисуса Христа; но повторяю то, что сказал апостол: вера без дел мертва есть11 – бессильна, безжизненна. Для стяжания истинной благодати, спасительной веры – необходимо обрезание в себе ветхого человека; ветхий человек, как некая одежда, – сплетается из грехов, страстей и плотских пожеланий! Доведи себя постом, молитвой и смирением до того, чтоб уже не пробуждалась в тебе никакая страсть, никакая похоть: ни сластолюбие, ни сребролюбие, ни гордость, ни ненависть; тогда все грешное умрет в тебе, тогда с тебя сброшена будет ветхая одежда, и ты облечен будешь в одежду добродетелей, в одежду Христову, в образ и подобие Иисуса Христа.

Разве обрезание плоти может быть без боли? Так и самоотвержение, отречение от своей воли, от своих мыслей и желаний, бдение, молитва, плач по Боге, воздыхание, борьба со страстями, терпение голода, холода и всякий молитвенный подвиг, – может ли быть без некоторой болезненности? Есть животные, которые не только шерсть, перья, но даже кожу старую с себя сбрасывают; но разве это для них не болезненно? – Так и совлечение с нас ветхого человека и облечение в нового не может быть не болезненно. Лучше же поболеть немного здесь, на земле, нежели страдать вечно в аду. Лучше перенести скорбь временную, нежели бесконечно и вечно мучиться, плакать и скорбеть.

Иисусе Сыне Божий! Сам совлеки с нас ветхого, греховного человека; Сам обрежь наши страсти острием благодати Твоея и спаси нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle