Источник

147. О внезапной смерти двух человек

Думаю, христиане, что и вы знаете о нечаянной смерти, которая постигла на днях двух человек: на одного колесо, нечаянно пущенное, набежало и раздробило голову, – на другого пали каменные ворота – и голову, и руки, и ноги раздавили. Посмотрите на эти два случая и не говорите: «Такому-то шло на грех, а такому-то на смерть». Всякая смерть зависит не от случая, а от воли Божией. Бог управляет нашей жизнью и смертью; поэтому Бог видит и предвидит нераскаянность человека и посылает ту или другую – лютую или нечаянную смерть. Мы постоянно говорим: «как живешь, так и умрешь; живешь благочестиво – благочестивым и умрешь». Не говорим ли мы часто и то, что будьте всегда готовы к смерти; но кто же слушает? Согрешил ты, – двери покаяния всегда для тебя отверсты. Для чего на совести держишь грех? Почему не спешишь к духовнику на исповедь? Зачем прилагаешь грехи ко грехам? И сегодня пьян и завтра, и сегодня бросаешься на разврат, и завтра, и сегодня и завтра собираешь на свою главу гнев Божий; скажешь: «да иной грехов не имеет, а умирает нечаянно». Неправда, нет человека, который, живя на земле, не согрешил бы; аще и един день жития его на земли182, говорит Бог. Бог всевидящ и правосуден: Он знает и предвидит грехи человека; знает прежние грехи – сколько нагрешил человек, и предвидит, сколько еще нагрешит; поэтому-то Бог иногда посылает нечаянную смерть в наказание за грех, иногда для предупреждения будущих грехов человека; во всяком случае и рождается человек и умирает по воле Божией – и все для благой цели и пользы человека. Поэтому – для предупреждения нечаянной смерти мы должны жить благочестиво и беречься греха: все это зависит от воли человека. Прискорбно то, что мы легко смотрим на грехи свои, считаем их неважными, хотя и знаем, что всякий грех, совершенный в противность воле Божией, оскорбляет Бога. Кто бы ты ни был, ты можешь умереть нечаянно. А такая смерть всегда опасна; довольно и одного греха, с которым умрешь, чтобы погибнуть навеки. Довольно было Адаму и Еве вкусить от запрещенного плода однажды, чтобы погубить и себя, и весь род человеческий; а ты и сегодня грешишь, и завтра, и всегда. Страшно было смотреть вчера на этого молодого человека, который плавал в своей крови, с переломленными руками и ногами и размозженной головой, – и увы! от истекшей во множестве крови, от потерянной памяти, нельзя было ему принять исповедь, ни приобщиться святых Таин, – лютая смерть, ужасная смерть! Ты говоришь: «да не всех же постигает такая смерть»; правда, однако и умереть грешнику, нечаянно умереть, все же страшно; утонуть ли, угореть ли, убиться ли, удавиться ли – и нечаянно умереть – все равно. Многие ли умирают с приготовлением? Многие ли спасаются от болезни холеры? Ведь болезни и смерть чрезвычайно разнообразны на земле. Смотри да осматривайся, да берегись нечаянной смерти. Умрешь – не воротишься, и куда пойдешь после смерти, один Бог знает.

Господи! спаси нас от такой или другой нечаянной смерти. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle